У арбалетов , как вы понимаете, тоже есть свои сильные и слабые стороны. Попробуем покопаться и в них. В силу особенностей конструкции от стандартного арбалета трудно требовать высокого КПД в расчете на единицу длины. Почему – понятно: разгоняющие гарпун тяги работают на ограниченном участке длины ствола. Через некоторое время после нажатия на спусковой крючок тяги прибегут к своей первоначальной длине, и дальше гарпун будет двигаться уже сам по себе, без их помощи. Та часть общей длины ружья , на которой движущая сила, то есть энергия растянутой резины разгоняет гарпун, у арбалетов совсем небольшая. Поэтому при одинаковом усилии заряжания скорость вылета гарпуна из резинового ружья будет меньше, чем из пневмата того же размера. Зато энергия при разгоне на трение поршня о стенки ствола и на выдавливание из него воды, как в стандартном пневмате , не расходуется. Уже есть некоторый выигрыш. Так что опытные охотники стараются поставить на свои арбалеты тяги покороче (в разумных пределах, конечно), чтобы увеличить длину разгона гарпуна. Некоторые фирмы в последнее время стали решать этот вопрос, делая ружья с роликами в головной части, по которым тяги «уезжают» на нижнюю сторону ствола, работая практически по всей его длине. Типичный пример – арбалет Beuchat Mundial Revolution. Пока, правда, таких конструкций единицы, и они довольно дорогие. Вернемся к арбалетам стандартной схемы устройства. Они обычно комплектуются гарпунами меньшего диаметра: 6,25–6,5 мм против 8 мм у пневматов . У тонкого гарпуна меньше лобовое сопротивление и, соответственно, меньше торможение в полете. Замечу, что такие же тонкие гарпуны на пневмат не поставишь – при зарядке ружья будут гнуться. Есть еще один плюс: тонкий гарпун легче, а значит, согласно приведенной выше формуле, сила отдачи у арбалета будет меньше. Для еще большего увеличения скорости вылета гарпуна можно поставить тяги помощнее (потолще). Вы, конечно, скажете, что тогда будет трудно заряжать ружье , и отчасти будете правы. Но тяги арбалета мы заряжаем двумя руками, а гарпун пневмата давим одной. Естественно, двумя руками заряжать легче, поэтому при кажущемся одинаковом усилии заряжания арбалета и пневмата , скорее всего, окажется, что абсолютное усилие заряжания арбалета выше. (На всякий случай предупреждаю: не дай бог заряжать пневмат двумя руками – рукоятка легко может соскочить, и вы рискуете получить серьезную травму.) А если на арбалет поставить две тяги, то каждую саму по себе зарядить будет несложно, зато вместе они создадут приличное усилие. Об этом мы еще попозже поговорим.
Все эти тонкости и ухищрения улучшают КПД арбалета , но все равно до пневмата той же длины он обычно не дотягивает. Ну и не надо. У ружей с резиновыми тягами достаточно плюсов, за которые их можно полюбить. И многие любят. Главное достоинство арбалетов – высокая точность стрельбы. И сила отдачи меньше, и меньше подкидывание ствола. Как я уже говорил, точку хвата за рукоятку у арбалетов конструктивно можно переместить вверх до уровня оси гарпуна, что большинство фирм-производителей и делает. Вследствие этого поворачивающее ружье плечо у них гораздо меньше или вообще отсутствует. И вообще, у арбалето в гораздо меньше факторов, отрицательно влияющих на параметры выстрела. Усилие нажатия на спусковой крючок (у грамотных фирм-производителей) существенно меньше, а значит при выстреле меньше дергается рука и ружье . Нет поршня – нет удара в демпфер, нет дополнительного приличного сотрясения ружья. Тяги, естественно, тоже могут поддергивать голову ружья , но в гораздо меньшей степени: процесс их сокращения в конечной фазе более плавный, и тем более они могут загибаться и проворачиваться вперед, погасив свою энергию. Тут преимущество, кстати, будет у кольцевых тяг, свободно сидящих в своем «кольце» – они совсем легко откидываются вперед. Не забудьте и про то, что арбалеты практически бесшумны, а значит, не пугают рыбу в момент выстрела. Есть и еще один существенный плюс: из арбалетов легче прицеливаться – гарпун всегда на виду, и мысленно представить, просчитать траекторию его последующего полета мозгу проще, чем понять, как полетит гарпун, скрытый внутри пневмата . Здесь, кстати, стоит упомянуть про то, что некоторые фирмы стали в своих моделях пневматов смещать ствол к верхней стенке ресивера, так целиться интуитивно легче.
В общем, теория подтверждается практикой: стреляют арбалеты обычно точнее. Правда, для эффективной стрельбы на одну и ту же дистанцию приходится брать арбалет большего, чем пневмат , размера. Это часто делает использование арбалета в определенных условиях совершенно нецелесообразным, но в других случаях совершенно не напрягает и даже становится оправданным. И что забавно: длинное ружье меньше подбрасывает при выстреле, т. к. площадь проекции его горизонтальной поверхности больше, значит, вода сильнее сопротивляется его движению вверх. Для еще большей точности делают ружья с желобом-направляющей поверх ствола. Такая точность, учитывая и так большую кучность стрельбы из резинки, далеко не всегда нужна, но в отдельных случаях помогает. Однако, как всегда, есть небольшой минус – часть энергии разгона теряется на трение гарпуна о поверхность желоба. Зато вода между желобом и гарпуном может работать как смазка, уменьшающая трение и... Ну, в общем, вы меня поняли: углубляться в многообразие технических подробностей процесса стрельбы можно до бесконечности, выискивая все новые и новые факторы, в той или иной степени на него влияющие. Лучше обратить внимание на некоторые особенности эксплуатации арбалетов . Так, например, они намного безопасней для своего хозяина, особенно в момент заряжания. Людей, серьезно травмировавших самих себя арбалетом , я лично не знаю (возможно, они есть, но их количество ничтожно мало), а вот повредившихся пневматом вам назовет практически каждый, и я в том числе. И в довершение стоит сказать об одном из главных, на мой взгляд, преимуществе арбалетов , непосредственно не влияющем на параметры выстрела, – это то, что их конструкция гораздо проще, а значит вероятность поломки гораздо ниже. Они очень надежны, особенно у ответственных фирм-производителей, и очень ремонтопригодны. Основное, что может испортиться, это тяги, которые со временем выходят из строя (нет ничего вечного), но это происходит не одномоментно – признаки старения тяги можно заметить заранее и превентивно ее заменить. С этим легко справится любой, даже начинающий охотник. Так же, как с заменой зацепов тяг.
Суммируя вышеизложенное, можно обрисовать следующие основные области применения арбалетов : стрельба с небольшой дистанции по некрупной рыбе – требуется большая точность, при том что гарпуну не нужно больших усилий для пробития рыбы; стрельба с большой и очень большой дистанции в прозрачной воде на открытом пространстве (без коряжника, водорослей, камышей и т. п.) – требуется большая точность и бесшумность. Понятно, что при охоте на открытых просторах прозрачной воды уже не так важна маневренность (или способность к развороту) ружья . Можно брать и очень длинные арбалеты . Типичный пример – охота на крупную сильную рыбу в тропических морях (и не только в тропических). В этих условиях практически повсеместно используют длинные и очень длинные арбалеты. Случай это особый, поэтому разберем его отдельно. Здесь на первый план выходит уже не столько хорошая прицельная дальность резиновых ружей , сколько особенности их заряжания. Учитывая, что сильная рыба легко гнет тонкие гарпуны, для охоты в тропиках обычно используют гарпуны диаметром не меньше 8 мм, не редкость и гарпуны сантиметрового диаметра. Такой длинный, толстый «лом» имеет большой вес, и чтобы разогнать его до эффективной стрельбы на дистанцию от пяти метров, требуется огромная энергия и, соответственно, гигантское усилие заряжания. Если вы возьмете пневмат , то в него нужно будет закачать такое давление, что вы его не зарядите. А если зарядите, то не захотите стрелять, чтобы потом не заряжать снова (это отчасти шутка, но с большой долей правды). Зато на арбалет можно поставить много тяг, каждую из которых можно натянуть с разумным усилием, а в сумме они наберут нужную силу разгона. Суммарная сила натяжения при этом очень большая, и океанские арбалеты , как многие знают, делают деревянными, большого поперечного сечения, чтобы они не выгибались, как лук. При этом из-за тяжести гарпуна и скорости его отлета от ружья отдача может быть просто гигантская, поэтому океанские ружья стараются еще утяжелить, чтобы уменьшить скорость отдачи. На них прикрепляют длинные массивные крылья, которые служат в основном не для стабилизации стрельбы, как думают некоторые, а именно для утяжеления. А отдельные фирмы пошли еще дальше: появились ружья , в деревянный ствол которых внедрена металлическая труба (в т.ч. титановая), закрывающаяся пробкой. При перевозке ружья она пустая, и переносить его более-менее легко, а на берегу в нее заливают воду для тяжести. Такие вот маленькие хитрости большой охоты.
Рушниці для підводного полювання
В заключение справедливости ради нужно упомянуть разновидность охоты, в которой использование арбалета становится совсем нецелесообразным – это охота в ледяной воде зимой и ранней весной. Дело в том, что резина тяг от холода дубеет, и скорость ее сокращения из заряженного состояния к первоначальной длине сильно падает, а значит падает резкость боя. Поэтому зимой в коряжнике, в мутной воде я голосую за пневмат . К итоговой части этой статьи многие, я уверен, подходят с еще большим туманом в голове, чем был – так какое ружье, пневма т или арбалет лучше? Как вычислить, в какую сторону качнуться? Могу вас успокоить: логическим образом сделать это невозможно. Вот пример из физики: природа света дуальна, с одной стороны, это поток частиц, с другой – непрерывное волновое колебание. Простому Homo Sapiens осознать это невозможно, можно только принять как данность. Я уверен, что подводная охота еще очень долго будет гармонично сочетать в себе использование обеих конструкций. Я лишь могу озвучить собственное видение этого вопроса: Пневматы целесообразней использовать при стрельбе с небольших дистанций, в сложной для маневра ружьем подводной обстановке, особенно при стрельбе по крупной, трудной для пробития гарпуном рыбе. Арбалеты получают преимущество тогда, когда необходима высокая точность стрельбы, особенно с больших дистанций, в не ограничивающем маневр ружьем пространстве прозрачной воды. Это вытекает из логического рассмотрения их конструктивных особенностей. Из, скажем так, рационального. Но есть еще иррациональное. Когда в дело вмешивается человеческий фактор, тут-то и рушатся все идеальные, научно выверенные теории и конструкции. Почему нередко подводные охотники с большой убежденностью твердят, что именно то ружье, которым он стреляет, самое лучшее, и очень советуют купить именно его? Заблуждаются или обманывают, получается? В большинстве случаев (если это не продавец магазина или «лицо» фирмы) – нет. Тут вмешивается эмоциональный, психофизический фактор, так много значащий в жизни и истории человека. Если охотник долгое время постоянно ныряет с одним и тем же ружьем, он привыкает, «прирастает» к нему, и если в ружье нет каких-либо кардинальных изъянов (например, стреляет через два раза на третий), то стрелку начинает казаться, что именно оно самое лучшее. Ведь он бессознательно, порой сам того не замечая и не догадываясь, осваивает и оптимизирует все нюансы конкретной конструкции: особенность хвата за рукоятку, специфику прицеливания, порядок и последовательность подготовки и заряжания, усилие нажатия на спусковой крючок – все это становится для него привычным, обыденным, и кажется, что так и должно быть. Когда вследствие постоянных упражнений по стрельбе с разной дистанции и из разных положений человек автоматически при выстреле компенсирует особенности прицеливания и поведения ружья в момент выстрела – отдачу, подброс ствола, увод в ту или иную сторону гарпуна – и начинает более-менее стабильно попадать в цель, то ружье, естественно, становится для него самым лучшим. Дай ему в руки другое, и ему будет с ним непривычно, неудобно, нерезультативно, он плюнет и скажет: «Фигню подсунули». Близкий многим пример: вот представьте, что вы влюблены в очаровательное существо противоположного пола, к тому же отвечающее вам взаимностью. Конечно, вы будете считать, что оно самое лучшее на свете, и никто из окружающих людей не сможет убедить вас в обратном. Только время. Есть еще некоторые психофизические моменты. Разным людям в силу особенностей организации их организма и психики может больше подходить то или иное ружье. Ну вот удобней одному обращаться с пневматическим ружьем , понятней, приятней, комфортней и т.п. Почему, он не может объяснить. Точно так же другой получает большое удовольствие от использования арбалета . И тот, и другой будут даже в ущерб вещественному результату охоты продолжать пользоваться любимой конструкцией, потому что получают иррациональное удовольствие. Один скажет: «Я как дал сазану в бочину, аж чешуя по всему водоему разлетелась!», а другой: «А я «снял» щуку с четырех метров в голову, она даже не шелохнулась». В конце концов, это самое трудное – купить удовольствие. А если человек получает настоящее удовольствие, он готов многим пренебречь и от многого отказаться. К сожалению, со временем часто начинаешь замечать, что и на солнце есть пятна. Задумываться, сомневаться... Тут самое лучшее – попробовать что-то новое. А потом еще, и так далее. Поиск идеала не может иметь конечной цели. Он должен быть интересен именно как процесс. «Цель – ничто, движение – всё», как говорил один известный исторический персонаж. И во многом был прав.