Затонувшие корабли являются приманкой даже для начинающих дайверов, мечтающих об открытиях и приключениях.
Эти суда, изготовленные из металла или дерева, являются машиной времени, капсулой, хранящей прошлое. Каждое имеет интригующую историю жизни и гибели. За короткие промежутки времени эти объекты, изготовленные человеком, становятся прибежищем морской жизни – от мягких кораллов до больших хищных рыб.
Их сумрачные коридоры, тихие машинные отделения и покинутые каюты команд притягивают опытных подводников и дают им почувствовать себя исследователями и первооткрывателями.
Однако для неопытных, неподготовленных и неэкипированных подводников эти объекты могут стать смертельной ловушкой. На затопленных кораблях вам может встретиться множество опасностей: острые куски металла, тысячи метров рыбачьей лески, потерянные сети, обрушившиеся части корабля, электрические провода и нестабильные конструкции. Многие погибли запутавшись, застряв под обломками или просто потерявшись внутри кораблей.
Сколько бы времени вы не провели в классной комнате, вам не удастся приобрести необходимые для безопасного исследования затонувших объектов знания. Единственное, что может их вам предоставить – опыт и использование правильного снаряжения.
К любому погружению в надголовные среды необходимо готовиться и относиться исключительно серьезно. Такие погружения вынуждают каждого подводника иметь дублированные источники воздуха, каждый из которых должен быть снабжен своим регулятором. Необходимо иметь два или более источника света. Неспособность соответствовать этим стандартам может привести к ситуации, когда подводник останется без воздуха где-то в глубине корабля или окажется в абсолютной темноте в лабиринте коридоров, кают и трапов.
В связи с возможностью запутывания и зацепов, все снаряжение должно плотно прилегать к телу подводника, оставляя минимум снаряжения свободно болтающимся. Это называется обтекаемостью снаряжения – что-то потерянное в глубине большинства учебных руководств инструкторов подводного плавания.
Обтекаемость начинается с приобретения правильного снаряжения, затем следует его размещение таким образом, чтобы все было надежно и плотно закреплено.
Устройство контроля плавучести (BCD) должно сидеть плотно, предоставлять минимальную подъемную силу в 16 кг и быть снабжено несколькими D-кольцами для размещения дополнительного снаряжения или этапных баллонов.
Пони-баллон (не путать с этапным баллоном, используемым для запланированной декомпрессии), содержит точно такой же газ, как и основной баллон. Пони-баллон используется только в
чрезвычайных ситуациях и не учитывается при планировании газов, необходимых для проведения погружения. В зависимости от условий погружения, объем его может варьироваться от 2 до 6 литров, главное не загромождать себя ничем лишним. Помните однако, что объема газа в пони-баллоне должно хватить на то, чтобы выйти из корабля и подняться на поверхность в любой момент погружения.
Регулятор, установленный на пони-баллоне: необходимо, чтобы на пони-баллоне были установлены свои собственные первая и вторая ступени регулятора. Манометр не является необходимостью, но давление должно проверяться перед погружением в обязательном порядке. Вторая ступень должна закрепляться на шее подводника при помощи хирургического жгута. Ее ни в коем случае нельзя убирать в карман BCD. Такое «ожерелье» поможет держать вторую ступень в «треугольнике жизни» на груди подводника, таким образом ее можно легко достать в чрезвычайной ситуации.
Основной баллон: глубина и длительность погружения влияют на выбор объема основного баллона. Помните, что погружаясь в надголовные среды в отсутствии натурального света и прямого доступа к поверхности, необходимо использовать правило третей. Это правило гласит, что при входе в надголовные среды подводник может использовать только 1/3 объема воздуха на проникновение, оставляя 2/3 на безопасный выход и всплытие. Такие предосторожности должны обеспечить достаточное время в случае запутывания, потери внутри корабля или ситуации, когда напарник остается без воздуха. Как правило, при любительских погружениях на затонувшие корабли используется один большой баллон, а не спарка, ставшая типичной для спелеоподводников. При входе в корабль подводник должен рассчитать давление, при котором он должен прекратить погружение и начать всплытие. Вторая ступень основного регулятора может быть закреплена как на коротком, так и на длинном шланге. Длинный шланг (1.5-2.1 метра) несомненно, предпочтителен. В ситуации абсолютной потери воздуха, когда остается пустым даже пони-баллон, длинный шланг помогает подводникам делиться воздухом, одновременно проходя через узкие трапы, коридоры и люки.
D-кольца на основном баллоне: 2 больших (7 см) D-кольца размешаются в нижней части основного баллона. Они закрепляются при помощи затяжного хомута, изготовленного из нержавеющей стали. Они должны быть расположены по сторонам баллона, как можно ближе к спине подводника. Эти D-кольца можно использовать для крепления катушек, фонарей и т.д. Таким образом, подводник избегает болтающегося снаряжения, свисающего с его груди.
Катушка: катушка должна содержать не менее 70 метров линя №36. Она необходима при прохождении внутрь незнакомого затопленного объекта, обозначая выход. С ее помощью также выпускается парашют, в случае когда необходимо проводить декомпрессию в течении. Чтобы катушка не мешалась и не запутывалась, ее можно закрепить на вышеописанных D-кольцах.
Парашют: парашют для проведения декомпрессии должен иметь объем не менее 20 кг. Он закрепляется между баллоном и спиной подводника. Он может закрепляться при помощи хирургического бандажа, хотя в настоящее время ряд производителей выпускает специальные карманы, позволяющие удобно разместить парашют и быстро доставать его в случае
необходимости.
Манометры и компас: консоли, содержащие все приборы, а иногда и нож, слишком велики и неуклюжи, и не могут использоваться при проникновениях в затонувшие корабли. Ими слишком легко зацепиться или запутаться в лине. Подводник, погружающийся в надголовные среды, должен использовать простой, маленький манометр, и компас, который можно закрепить на шланге высокого давления. Этот шланг должен быть надежно и плотно закреплен на теле подводника в таком месте, где его легко отцепить и проверить показания.
Режущие инструменты: основным инструментом при погружениях на корабли является не традиционный подводный нож, закрепленный на внутренней стороне щиколотки. Как правило, это маленький и очень острый нож, способный перерезать толстые веревки. Он закрепляется в верхней части груди, где его легко достать обеими руками. Электрические провода невозможно перерезать ни одним, даже самым острым ножом.
Подводные компьютеры: компьютеры, носимые на запястье, легче использовать в узких пространствах с недостаточным освещением.
Фонари: подводник, совершающий погружения на затонувшие объекты, должен иметь как минимум два источника света. Один из них, в идеале, должен быть большой фонарь с разделенным аккумулятором и световой головкой. Газоразрядные фонари предоставляют самый яркий свет и имеют исключительно долгое время работы. Запасные фонари должны быть маленькими и удобными в хранении. Вы должны быть способны доставать их легко и быстро в случае необходимости. Избегайте фонарей, закрепленных на каске – они ухудшают видимость, когда их свет отражается от взвеси в глаза подводника.
Все остальное снаряжение, такое как планшеты, питомзы, камеры и тому подобное, должны быть размещены таким образом, что не будут ни за что цепляться в корабле. Важное правило: если вы не уверены в абсолютной необходимости снаряжения – не берите его!
Погружения на затонувшие корабли – один из самых увлекательных и завораживающих типов погружений. Они предоставляют замечательные возможности для фотографов. Доработайте ваше снаряжение, прежде чем идти внутрь затопленного объекта.