ПОИСК

КОМЕНТАРІ

Ви ще не залишили коментарі

АРХИВ НОВОСТЕЙ

З історії жилетостроения

З історії жилетостроения

История французских жилетов Fenzi начинается в 1961 году. И именно в тот период, когда многие другие производители компенсаторов терпели неудачу, Морису Фензи удалось добиться значительных результатов. Возможно, секрет его успеха – во врожденном умении оказаться в нужное время в нужном месте. До него значительная часть попыток терпела фиаско из-за того, что была ориентирована на рынок военного снаряжения, а там все не так просто. Именно Фензи первым понял, что будущее компенсаторов плавучести лежит в области спортивного подводного плавания.


В 1934 году, окончив институт, Морис Фензи с товарищем основал компанию «Газ и Протексьон», которая занималась исследованиями и разработкой сменных картриджей-фильтров для респираторов. В 1945 году компания прекратила свое существование, и Фензи решил продолжить свою деятельность в этой области, создав собственную компанию “Fenzi”. Продукция компании вскором времени обрела популярность у пожарных, шахтеров и служащих ВМФ. Но всемирную известность Фензи принесло сотрудничество с организацией GERS (Группа подводного обучения и исследований).


Все началось с того, что компании “Fenzi” было доверено изготовление двух подводных дыхательных аппаратов, разработанных в GERS. Параллельно с этим команда GERS по поручению французских ВМФ должна была осуществить киносъемку выхода торпеды из пускового аппарата с целью исследования ее траектории. Для этого подводному кинооператору было необходимо свободно маневрировать и в то же время быстро и безопасно уйти с пути следования торпеды. С этой целью было решено разработать подобие кресла-катапульты, применявшегося в авиации, но приспособленное для использования под водой.
Используя в качестве основы конструкцию спасательного жилета Дюма, участники проекта создали камеру в форме бублика, которая и послужила основой будущего аппарата. Камера располагалась вокруг шеи подводника и крепилась при помощи лямок. Для поддува камеры использовался баллончик со сжатым воздухом, имелась и трубка ротового поддува. По замыслу конструкторов, в случае, если торпеда направлялась в сторону оператора, тот открывал баллончик, камера мгновенно наполнялась воздухом, вызывая немедленное всплытие. Но в реальности система надувалась значительно медленнее, чем требовалось для того, чтобы увернуться от торпеды. Казалось бы – неудача, однако разработчики вовремя поняли, что аппарат, оказавшийся не эффективным в случае с торпедой, при определенной доработке вполне годится для более тривиальных задач. При всех недостатках спасжилет GERS обладал рядом бесспорно полезных функций: обеспечивал всплытие на поверхность в случае отказа дыхательного аппарата, поддерживал ныряльщика на поверхности даже в бессознательном состоянии и, наконец, мог выступать в роли альтернативного источника воздуха под водой. Было решено запустить спасжилет в серийное производство, и для этого разработчики обратились к уже хорошо знакомому им Морису Фензи.


Несмотря на то, что его компания занималась выпуском дыхательных аппаратов, и, следовательно, не располагала необходимыми технологиями для производства компенсаторов, в условиях жесткой конкуренции с “Aerazur” и “Angeviniere”, которые к тому времени уже прочно заняли этот рынок, Фензи все же дает себя уговорить, понимая, что взлет популярности спортивного дайвинга не за горами и нельзя упускать момент. И вот, в марте 1961 года Морис Фензи после предварительного согласования с Министерством военно-морского флота Франции подал заявку на патент. Первая серия была запущена: триста экземпляров под названием «Спасательное средство Р.А. 61», невзирая на достаточно высокую цену, разошлись очень быстро. Растущая популярность спортивного дайвинга, и высокое качество исполнения Р.А. 61 привели к тому, что с 1962 по 1968 годы были проданы многие тысячи этих аппаратов.
Рассмотрим подробнее, что представляло собой это спасательное средство. В основе Р.А. 61 была кольце-
образная замкнутая камера, выполненная из прорезиненной ткани. Камера имела предохранительный клапан для удаления избыточного давления, трубку для слива воды и соединительный шланг баллончика. Для ротового поддува использовалась система, очень напоминающая современный инфлятор с гофрированным шлангом. Она же использовалась для стравливания излишков воздуха. Баллончик с воздухом применялся только для экстренного наполнения камеры. Чтобы добавить небольшую порцию воздуха, приходилось использовать систему ротового поддува. Вся эта конструкция крепилась на теле ныряльщика при помощи комплекта ремней.
Основными задачами спасательного средства были осуществление быстрого аварийного всплытия в экстренной ситуации и возможность дыхания из воздушной камеры. То что эту систему можно использовать для изменения удельного веса ныряльщика и, следовательно, контроля плавучести под водой, как серьезное преимущество тогда не рассматривалось. Однако при всей важности первых двух задач экстренные ситуации происходят довольно редко, тогда как с изменением плавучести ныряльщик сталкивается в ходе каждого погружения. И получилось так, что из второстепенной задачи контроль плавучести превратился в насущную необходимость. Стало очевидным, что дальнейшая эволюция компенсаторов неразрывно связана с выполнением этой задачи, и для успешного выполнения данной функции жилет Р.А. 61 нуждался в определенной доработке. 


Так как сам Фензи ныряльщиком не был, для дальнейшего усовершенствования компенсаторов ему был необходим человек, хорошо знакомый с проблемами дайверов. И такой человек нашелся. Молодой инженер Анри Паоль пришел в компанию “Fenzi” в 1968 году и через два года работы полностью изменил концепцию модели P.A. 61, в результате чего в 1970 году появилась модель Fenzi-70, которая станет базовой для будущей серии компенсаторов Fenzi и будет успешно продаваться по всему миру до конца 1970-х.
Вот краткое описание этой модели. Камера из более прочного материала – полиамида с добавлением каучука – в отличие от камеры Р.А. 61 изготовлялась с минимальным использованием ручного труда. Эргономичная форма, большая емкость и повышенная устойчивость к абразии – вот ряд неоспоримых преимуществ, выделявших это изделие на фоне конкурентов. Подвесная система тоже претерпела ряд изменений и обеспечивала более удобную подгонку по фигуре ныряльщика. Кроме того, на компенсатор крепилась специальная пластиковая дощечка с декомпрессионными таблицами погружений. Еще одной особенностью нового компенсатора стало то, что все детали, которые раньше крепились на камеру при помощи тесемок, резинок, муфточек, теперь надежно привинчивались.


Представители военно-морского флота были настолько довольны новой моделью, что она сразу же была принята на вооружение.
Ошеломляющий успех модели Fenzi-70 привел к тому, что 98 % дайверов по всему миру пользовались компенсаторами с эмблемой “Fenzi”. Новый компенсатор был признан лучшим даже в США, что являлось исключительным случаем для французской продукции. Во второй половине 1970-х производство дошло до 16 тысяч в год!


Казалось бы, можно было остановиться на достигнутом и почивать на лаврах, но Морис Фензи прекрасно понимал, что наступило время непрерывного соревнования между конкурентами, и удержаться на плаву возможно, только занимаясь постоянным совершенствованием продукции. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, эта тенденция сохраняется и по сей день, и компания “Aqua Lung”, являясь продолжателем традиций “Fenzi”, не перестает внедрять различные инновации, используя самые современные технологии.
Ну а тогда главной задачей конструкторов “Fenzi” было усовершенствование инфлятора, обеспечивающее возможность использования его в качестве полноценного дыхательного автомата. Об этом, а также о том, как компенсаторы приобрели свой современный вид – в следующей части нашей истории.


Станислав Андропов
Дистрибьютор Aqualung в Украине

Posted on 2012-01-17 Новини, Дописи 0 1711

ЗАЛИШИТИ КОМЕНТАРLeave a Reply