ПОИСК

КОМЕНТАРІ

Ви ще не залишили коментарі

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Перепис підводного населення : ось ми які!

Перепис підводного населення : ось ми які!

НИКАКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ?
Как и следовало ожидать, дайверши прекрасного пола пока уступают числом дайверам-мужчинам более чем вдвое: тридцать процентов против семидесяти. А ведь производители снаряжения в последние годы расстарались, наперегонки выпуская специальные женские модели: цветные и изящные. Зато у подводных фотографов мужчин трое из четырёх, а среди технических дайверов вообще девять из десяти. Хотя среди опрошенных и попались работники индустрии дайвинга, но судить по этим шести людям об общем соотношении мужского и женского начала в подводном деле было бы математически недостоверно. По субъективному впечатлению, равноправия куда больше среди инструкторского корпуса, но это ещё нужно проверить. Чтобы раскрыть тему, «Предельная Глубин» однажды соберёт всех видных дайверш, под одной обложкой в специальном женском номере.

ДАЙВЕР ДАЙВЕРУ РОЗНЬ!
Помимо тех, кто идёт под воду из самых общих соображений, есть, например, технари (примерно 15% мужчин и 2% женщин) и фридайверы (5% мужчин и 3% женщин). Подводное фото указали как важную часть своих занятий дайвингом целых 15% мужчин и 12% женщин. Про видео даже не спрашивали: наверное, зря. А целых 6% дайверов (7% мужчин и около процента женщин) оказались ещё и скрытыми подводными охотниками. Пересечения между этими подводными специализациями совсем незначительные (меньше процента): так что спектр дайверских пристрастий явно требует более детального изучения. Возможно, обозначат себя кладоискатели, подводные пастухи и какие-нибудь тайные адепты культа Медузы Горгоны. Ну а для «Предельной Глубины» – ориентир при выборе тем для отдельных заметок и целых номеров.

ОПЫТ, СЫН ОШИБОК
По ответам получается, что дайверы-мужчины в среднем опытнее женщин: почти половина мужчин ныряет пять лет и более, тогда как женщин с таким стажем чуть больше четверти. Но не будем торопиться с выводами! Что это может означать? Например, что мужчины иной раз приписывают себе лишний год опыта. Или что женщины, недавно начавшие нырять, охотнее приходят на «Золотой Дельфин»: из новичков-первогодок – женщин три четверти. Или что опытные дайверы не очень любят заполнять анкеты. Да и опрос не учёл, например, парами приходили люди или же поодиночке. Но очевидно одно: среди опрошенных посетителей фестиваля перевешивают те, кто ныряет меньше пяти лет. Это значит, ряды дайверов постоянно пополняются: и не будет ли слишком смело считать, что 13% тех, кто ныряет меньше года – реалистичный прогноз роста дайверского рынка?

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
Насколько социальный состав подводного населения отличается от населения обычного? Хотя и можем судить только по посетителям фестиваля, но в целом картина сильно сдвинута в сторону самостоятельных и успешных граждан. Наверное, список на выбор мог бы быть разнообразнее: потому что 21% ответили «другое», то есть ничего из перечисленного им не подошло. Но на следующем «Золотом Дельфине» попытка будет обязательно повторена. Директоров, бизнесменов и вообще менеджеров в дайверской тусовке в сумме ровно половина. Возможно, кто-то назвался менеджером, чтобы не называться клерком: но явно дайвинг не слишком привлекает людей тяжёлого физического труда. И кто после этого скажет, что дайвинг – это отдых? Нет: это изнурительный труд. Который, конечно, бывает щедро вознаграждён впечатлениями.

Поскольку «Золотой Дельфин» проходил в середине февраля, то заявленные на 2012 год намерения уже тогда отчасти были не в будущем времени. В десятке предсказуемо доминируют отечественные пресные и солёные водоёмы: невооружённым глазом видно, что потенциал внутреннего дайв-туризма катастрофически недооценён, и инфраструктурные начинания на отечественной воде, скорее всего, будут встречены на «ура» и вообще обречены на успех. Пример такого успеха – тот же «Полярный Круг» на Белом море или дальне- восточный дайв-центр Валерия Даркина.

Вместе с Египтом отечественные солёные и пресные водоёмы образуют Большую Тройку: в 2011 году в среднем каждый из опрошенных дайверов хотя бы по одному из этих направлений отметился. Из мировых направлений 2011 года сюрпризом было попадание в топ-10 Латинской Америки как региона (причём Куба и Мексика по отдельности тоже попали в десятку) и непопадание Таиланда, который, однако, обещает двухкратный рост в 2012 году: о желании поехать туда заявили 8% опрошенных против всего 4% побывавших там в 2011.
На «Золотом Дельфине» в феврале 2013 года проверим, какие намерения сбылись. Помимо оставшегося за порогом десятки Таиланда, заметен рост интереса к Мальдивам и к Индонезии: например, в «Предельной Глубине» это зримо ощущается и по разнообразию предложений, и по публикациям.

Не слишком распробованы оказались Филиппины: видно, что пока там не обозначилась восходящая тенденция. Наверное, филиппинские ресорты и сафари ещё не достучались до сознания и до кошелька отечественного дайвера, хотя туристическое ведомство страны прикладывает целенаправленные усилия. «Предельная Глубина» как может восполняет нехватку информации: вот даже и в этом номере есть отчёт с Филиппин. Стоит, наверное, пояснить, откуда на дайверской карте мира появляются новые имена. Вовсе не обязательно за счёт того, что одни дайверские державы отнимают клиентуру у других! Помимо списка отдельных стран, в опросе были и «сборные» пункты – например, собирательно, «тёплая экзотика» (куда может входить и Океания с Микронезией, и Австралия, и Занзибар с Южной Африкой, и какая-нибудь Бразилия), затем «холодная экзотика» (куда потенциально вписаны Арктика-Антарктика, Аляска, Гренландия, Исландия и какая-нибудь Тасмания, например), а также запасной ответ «другое», куда списывается вся неучтённая мелочь. Пожеланий на 2012 год высказано больше, чем отмечено поездок за 2011: то есть и общая география поездок расширяется, и желания ездить больше чаще прибавляется: например, «другого», не попавшего в общий список, хотят 12-13% из общего числа опрошенных. То есть каждый восьмой дайвер ездит в места, которые не на виду. А из общих направлений раньше или позже выделяются отдельные страны и даже регионы: например, Куба и Мексика по отдельности пока привлекают туриста больше, чем неопределённая Латинская Америка. Очень может быть, что в будущей статистике обозначатся и утвердятся по отдельности и Галапагосы, и Палау, и Корея, и Фиджи, и Флорида.

Больше всех на непопадание в топ-10 обиделись, кажется, норвежцы: ассоциация норвежских дайв-операторов NADO – постоянный участник «Золотого Дельфина», хотя сам состав ассоциации из года в год слегка меняется. При этом Норвегия – одно из немногих зарубежных направлений, куда отечественный дайвер (по крайней мере, из европейской части) может в любое время года доехать автономно своим колёсным ходом, не заботясь об авиационном перевесе. Наверное, редакция «Предельной Глубины» должна уже однажды показать пример, как можно и нужно ездить нырять в Норвегию. И что ни природная прохлада, ни дороговизна алкоголя, ни шенгенская виза – не препятствия для отличного летнего заезда.
Предпочтения мужчин и женщин по некоторым направлениям поездок отличаются: отчасти предсказуемо, отчасти неожиданно. В 2011 году дайверши примерно вдвое реже мужчин погружались в отечественные водоёмы, зато втрое сильнее мужчин стремились в Таиланд и в полтора раза чаще выбирали Мальдивы. Эта картина в целом сохраняется и на 2012 год. Означает ли это, что дайверши ездят на Мальдивы и в Таиланд в одиночку, без спутников – неизвестно.

Отличаются дайверши от дайверов и по лёгкости на подъём. Если твёрдое «да» на вопрос, готовы ли быстро принять решение о поездке по горячему предложению с хорошей скидкой, мужчины и женщины ответили примерно поровну, то «скорее да» сказали 40% женщин против всего 28% мужчин. Хотя чтобы перевести это «скорее да» с женского языка на язык маркетинга – нужны, наверно, научные мощности целого института. Точно так же и «скорее нет», и твёрдо «нет» скидкам и горячим турам сказали всего 27% женщин, а мужчин – 39%.
Сколько тратит отечественный дайвер на свои поездки – это, разумеется, военная тайна. Конкретную сумму выяснить трудно, потому что не всегда удаётся учесть те или иные расходы. Но, как и ожидали, опрос показал, что картину на дайверском рынке делают те, кто тратит в год на свой дайвинг от $2000 до $4000. В тоже время предпочтения по направлениям сильно отличаются в зависимости от потраченной суммы. Для наглядности вычислили, как выглядит топ-5 направлений по разным бюджетам. Большая Тройка (Египет + наши пресные и солёные воды) лидирует независимо от масштаба трат. Единственное исключение – это те, кто, по собственному заявлению, в 2011 году потратил на поездки 120 тысяч рублей и больше: у них выше отечественных пресных вод стоят Мальдивы, а пятёрку замыкает Куба. Как и следовало ожидать, у высокобюджетников самая большая доля «других», то есть неучтённых направлений: каждый пятый ездил куда-то, чего нет в предложенном списке. Те же высокобюджетники – единственные, кто вообще обратил внимание на Норвегию. Более того: кто тратит меньше 120 тысяч, для того Норвегия вообще не существует. Наверно, это отчасти утешит норвежских товарищей. Да и вообще холодная экзотика для бюджетов ниже 120 тысяч недоступна.

Те, кто признался, что потратил меньше 30 тысяч рублей, выбирали, помимо Большой Тройки, в основном Турцию (причём, что предсказуемо, чаще всех тех, кто потратил больше) и Мексику. Можно бы было подумать, что Мексика – это статистическая флуктуация: но Мексика вошла в топ-5 по всем бюджетам ниже 120 тысяч рублей. А если это кажется удивительным, то, видимо, это направление явно нуждается в более подробном освещении. Мексика – огромная страна, от океана до океана, и там по обе стороны Америки наверняка полно прекрасных мест.
Хотя вполне может быть, что часть дайверов не слишком твёрдо знает, где вообще находится Мексика: и вместо настоящей Ялты в полной уверенности отправляется в одноимённую чебуречную в Подмосковье.
Забавно, что в диапазоне бюджетов от 50 до 90 тысяч рублей вообще отсутствует Таиланд, зато в пятёрку входит Индонезия. А Латинская Америка в целом начинает быть заметна только выше 50 тысяч рублей. Нельзя не отметить, что тот, кто тратит больше, называл и больше самих мест, куда ездил в 2011 году: при минимальном бюджете до 30 тысяч рублей на одного дайвера приходилось в среднем менее полутора поездок, а при бюджете более 120 тысяч рублей – без четверти три выезда.
Поэтому те, кто тратит больше, не только выбирают более дорогие направления: они ещё и ездят в целом чаще. Это подтверждается, например, тем, что Египет среди высокобюджетников популярен как нигде: более 60% тех, кто потратил 120 тысяч и больше, заявили, что ныряли в 2011 году в Египте.

ОТ НУЛЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ?
Можно ли ничего не тратить не снаряжение и при этом активно ездить? Разбить шкалу этих трат на условные классы можно разве что по круглым суммам. Исключая 10% тех, кто вообще, по их словам, ничего не потратил в 2011 году на снаряжение, и ещё 9% тех, кто потратил меньше 3000 рублей, получаем три сопоставимые по объёму группы: 27% потратили от трёх до десяти тысяч рублей, ещё 23% потратили от десяти до двадцати тысяч и 31% – больше 20 тысяч рублей. Верхнюю границу трат определить вообще нереально: да и практического смысла в этом нет. Но при следующем опросе нужно будет подробнее рассмотреть траты свыше 20 000. Например, если в ровно двадцать тысяч и можно с большим трудом уложиться с бюджетным комплектом BCD + регулятор – то это в любом случае даже не малый джентельменский набор. Чтобы одеться с ног до головы, то есть с ласт до маски, надо скорее ориентироваться на $1000. Ну а верхний предел может быть любой.
Картина расходов на снарягу в целом не меняется от того, затронул ли дайвера кризис: разница по всему диапазону всего в пару процентных пунктов – а про траты больше двадцати тысяч заявили дальше больше те, кого кризис затронул, чем те, кого нет. Зато типичные траты дайверш и дайверов отличаются весьма ощутимо. Наверно, это потому, что мелочь барышни покупают сами, а предметы подороже предпочитают получать в подарок, и эти расходы ложатся на мужчин.
Дайверский опыт тоже сильно влияет на картину трат. Из новичков-первогодок, по их собственным заявле-ниям, 60% потратили меньше 6000 рублей в 2011 году, то есть в первый год своих занятий, причём 25% не потратили вообще ничего: это как раз наглядная иллюстрация прокатной тенеденции. Зато дайверы с опытом тратят куда больше: 37% тех, кто ныряет пять лет и более, выложили в 2011 году за снаряжение больше двадцати тысяч рублей – против всего 9% новичков.

В двадцать первом веке есть много способов обзавестись дайверским снаряжением: традиционный магазин – только один из них.
Хотя по-прежнему больше двух третей дайверов покупает себе снарягу в отечественном магазине или через свой клуб, более крупные покупки производятся за границей: из тех, кто потратил больше 20 тысяч рублей, две трети занимались дайверским шопингом или в поездках, или в иностранных интренет-магазинах.
Отечественным ритейлерам есть над чем подумать: хотя, с другой стороны, отечественные Интернет-магазины тоже набирают вес, и в среднем 20% дайверов тратили свои деньги в том числе и там. А хуже всех дела, похоже, у частных продавцов: похоже, им придётся либо уходить в Интернет, либо сдаваться сетевым магазинам.
Неожиданный результат: казалось бы, новички должны всё покупать через магазины и клубы – но нет: там поступает меньше половины первогодок, а выше всего доверие к отечественным клубам и магазинам как раз у дайверов с пятилетним и более стажем. Больше трёх четвертей, а именно 77% опытных дайверов заявили, что покупают снарягу через свой клуб или в отечественном магазине. Наверно, стоило бы изучить, а как предпочтения делятся между магазином и клубом: что и будет учтено при подготовке  очередной переписи.


 

Posted on 2012-08-01 Новини 0 1080

ЗАЛИШИТИ КОМЕНТАРLeave a Reply