Кинбурн–Аджияск. Новая подводная археологическая экспедиция в Украине
«Экспедиционный сезон 2012 года наша команда начала в Киеве, где представила несколько короткометражных фильмов на фестивале «Серебряная акула». Все фильмы посвящены прошлогодним открытиям и исследованиям дайвинг-клуба «Андреевский флаг»: изучение рэков времён войны, исследование античных городов. Наши работы были по достоинству оценены.» — Рассказывают Виктор Вахонеев и Максим Ковалёв. Фото Эрика Антонова.
Но цель посещения Киева сводилась не только к участию в фестивале. Клубный катер «Кинбур», служивший верой и правдой несколько лет, оказался слишком маленьким для масштабных проектов. Даже три-четыре полностью укомплектованных дайвера заполняли практически всё палубное пространство. Поэтому всю зиму велись поиски достойного клубного плавсредства, способного выдержать все прихоти экспедиционной деятельности. И, к счастью, подобное судно нашлось… В Киеве… 17,5 м длиной, 0,8 м осадки, 7 спальных мест в каютах и просторная палуба. Это судно подавало большие надежды, а название его – «Импульс» – самым лучшим образом характеризовало все перспективы, связанные с его покупкой. Но начиналось самое сложное в этой истории. Судно в Киеве, наш клуб расположен в Ильичёвске под Одессой, а сама экспедиция запланирована в акватории Николаевской области. Предстоял длительный переход по Днепру. Может, он был бы не столь сложным, если бы кто-либо из нашей команды имел опыт хождения по Днепру. Но в нашем случае осваивать новые речные днепровские просторы пришлось впервые. Рассказ об этом переходе достоин отдельной заметки. Как оказалось, местные киевские капитаны даже делали реальные ставки, дойдём ли мы до моря или нет. Дошли… А по пути мы сумели полностью настроить гидролокатор бокового обзора: особенно удивило изображение на дне утонувшего плавучего крана под Запорожьем. Но картинка чёткая – ГБО к поиску новых объектов подводного культурного наследия готов.
29 апреля – первый день открытия экспедиционного сезона «Андреевского флага» в 2012 г.
Базу экспедиции организовали в пансионате «Волна» в Рыбаковке. Маленькие уютные домики и близость моря несколько смягчили полевые условия проведения нашей экспедиции. Началась настройка оборудования, проверка квалификации дайверов-участников экспедиции, инструктаж по технике безопасности и обсуждение перспективных мест исследований.
Первое утро в экспедиции, наверное, одно из самых запоминающихся. Мы полны сил и желаний прикоснуться к истории, этого момента мы ждём долгими зимними месяцами, в надежде в новом подводном сезоне сделать выдающиеся открытия. Именно поэтому первое утро, пожалуй, самое раннее, вся команда уже с рассвета была в ожидании выхода в море.
Основной целью экспедиции был поиск кораблекрушений времён русско-турецких войн. Но выбранная для исследований акватория была также свидетелем гибели многих кораблей и самолётов во время Великой Отечественной войны. Первый осмотренный нами объект как раз был очевидцем последней. Затонувшее судно, или как сейчас стало модно называть «рэк», оказалось разломленным пополам от взрыва донной мины. Носовая часть перевёрнута вверх килем с креном на левый борт. В клюзах на штатном месте находятся два якоря Хола. В пробоине носовой части виден брашпиль. Длина носовой части составила около 10 м, а возвышение над грунтом – 3,5 м. Под углом 100° лежит кормовая часть с креном на правый борт. Корма закруглена, и на ней расположено немецкое орудие Flak 29 с деформированным стволом (край оказался загнут кверху). Длина кормовой части составила около 9 м, а возвышение над грунтом – 2,5 м. Данное судно было уже обнаружено несколько лет назад, но сейчас мы смогли его детально зафиксировать для научного отчёта. Первый день, первые впечатления и эмоции. Наш новый корабль зарекомендовал себя идеально для участия в экспедиции.
Праздник 1 мая принёс необычайно хорошую погоду. Нам предстояло осмотреть два объекта: ещё одно судно, аналогичное вчерашнему, и несамоходную баржу.
Утренняя проверка снаряжения, новые подписи в водолазном журнале по состоянию здоровья в день погружение и наша команда снова готова к работе. Носовая часть баржи, длиной не менее 60 м с 4 грузовыми трюмами, оказалась разрушена взрывом. При обследовании двух трюмов были обнаружены в ящиках вышибные заряды калибра 105 мм чёрного металла. На корме находится предмет, напоминающий штурвал диаметром 2 м, лежащий горизонтально. По правому борту лежит якорь-кошка, а также на штатном месте находится адмиралтейский якорь и две шлюпбалки. Рядом со «штурвалом» возвышается поворотный сектор руля. Сам рэк возвышается над грунтом до 3-х метров. Второе осмотренное судно оказалось идентичным обследованному вчера. Даже наша группа, погрузившись на него, первые несколько минут была в полной уверенности, что мы снова вернулись на тот объект: такой же разлом, размеры. Пожалуй, единственными отличиями были лишь большее возвышение над грунтом и то, что пушка оказалась не деформированной, а целой.
Параллельно с погружениями на объекты, мы проводили также и гидроакустическое обследование района.
Пожалуй, одним из самых известных судов, затонувших в районе мыса Аджияск, является судно «Drossel», благодаря прекрасно сохранившимся палубным надстройкам. Оно лежит на глубине 14 м, возвышение над грунтом – 2,5 м, длина – 22 м. Судно двухвинтовое, взрывом в кормовой части один винт закинуло наверх почти вертикально. Хотя судно и сильно заилено, всё же возможно осторожное проникновение внутрь.
С 3 мая мы сосредоточили основные усилия на обследовании акватории к востоку от Березани, а также в непосредственной близости к острову.
В первом районе было, пожалуй, впервые после работ николаевского клуба «Садко», обнаружен буксир «Байкал», длиной около 50 м. Его мы обнаружили достаточно неожиданно. Проводя съёмку гидролокатором, на мониторе мы увидели большой объект. Его размеры и сохранность однозначно указывали на период войны. Итак, погружение…
Судно находится на глубине 9 м. На главной палубе сохранились надстройки, но отсутствует ходовая рубка. На корме стоит грузовой барабан. Хорошо видна деревянная палуба, а вдоль борта прослеживаются круглые иллюминаторы. В клюзе на штатном месте расположен якорь. Судно имеет крен на левый борт. В районе световых люков машинного отделения находится фальштруба. На левом борту сохранилось две шлюпбалки.
На следующий день утренние погружения были проведены к северу от Березани на подводной каменной гряде. И буквально через несколько минут на глубине 3 м дайвер нашёл фрагмент медной обшивки корабля с кованными медными гвоздями. Но первые ожидания обнаружить кораблекрушение оказались тщетными – по-видимому, корабль лишь зацепил один из подводных камней, в результате чего фрагмент обшивки был деформирован «в гармошку». Также рядом был найден металлический якорь-кошка, сильно заиленный в грунт, высотой 2 м. Ближе к обеду начало раздувать и мы спланировали для участников экспедиции культурную программу – экскурсию по руинам античного города Ольвия, расположенного у с. Парутино, в 100 км от нас. Кстати, уже в октябре наша команда будет там проводить уже свой третий сезон подводных археологических исследований.
Пятое мая стало днём «археологии». Первую половину дня мы детально сканировали район между Очаковом и Березанью, ожидая обнаружить хоть какие-то свидетельства времён русско-турецкой войны, когда войска А. В. Суворова взяли Очаков. ГБО показал не менее 10 небольших объектов, на каждый из которых были совершены погружения. Но нам не повезло: ни один из них не был виден под водой. Складывалось впечатление, что гидролокатор видел сквозь толщу ила, мощностью в несколько метров.
Утратив надежды на открытие деревянных турецких парусников, мы вернулись к Березани, где провели серию погружений на малой глубине. И буквально уже через несколько минут после погружения первой группы на поверхность всплывает буй. Значит что-то нашли... Радость археологического открытия кажется очень реальной. Через несколько десятков метров всплывает ещё один буй, потом ещё.
Нам удалось зафиксировать фрагменты деревянного судна, разбившегося в этом районе. Пока сложно сказать точно о его датировке, но предварительные наблюдения могут указывать на XIX век. Детально зарисовав эти фрагменты, сфотографировав и картографировав места их находок, мы уже мысленно планировали новую экспедицию по изучению этого кораблекрушения.