Из арбалета можно сделать трофейное ружье для трофейной пресноводной рыбы. Можно! Но мало кто это делает на самом деле… да и смысла в этом часто нет. Это прекрасное оружие, и где-то оно очень уместно, оно – для своих целей. А слова «да я и стрелять не буду» – у большинства – это не более чем лукавство. Или я не знаю, и не видел, и сам не добирал рваную рыбу за такими ухарями? Ну, а что НА САМОМ ДЕЛЕ произойдет после встречи с трофейной рыбой у «теоретически уверенного» в себе охотника – можно лишь гадать. Часто нажатие на курок следует в полном безмолвии совести и мысли. Чистый рефлекс. Я знаю очень мало людей, которые реально могут не выстрелить по трофейной для них рыбе, не будучи готовыми к выстрелу тактически, технически или стратегически. И, к сожалению, пестрят статьи в Интернете, даже в нашей охотничьей литературе, о взятии крупной рыбы еле закачанным, неподготовленным, «из магазина» пневматом или арбалетом, снаряженным больше на мелкую белую рыбу. С описаниями самих взятий, вообще поднимающими волосы на голове. Люди хватают наколотую рыбу (сказать «простреленную» не поворачивается язык), тащат ее вверх на этом же нырке, на грани фола, блэкаута, на грани разума, возможностей, снаряжения и опыта. Без катушек, нормальных шнуров, закачек, наконечников, без прицеливания, без понятия куда вообще нужно стрелять, бьют наугад, на мощных позывах к подъему наверх, без малейшей технической и моральной готовности. И описывают это… как геройство! Доблесть! Удаль! Смотрите, дескать, какой я молодец! И что меня поражает – а ведь часто им рукоплещут! Не видя за описанием чудовищных рисков для своей жизни, неготовности вообще к такому выстрелу и такой борьбе. Хочется иногда дать по морде, отобрать ружье и заставить три года учиться, учиться и учиться. А наряду с этим - разводить малька, зарыблять водоемы, научиться уважать живое, а потом уже получить снасть и разрешение, должным образом ее приготовить к бою – и только потом разрешить идти в бой.
Почему я так много этому уделяю внимания в статье, где вроде нужно больше рассказать о тактике добычи рыбы и о судаке? Потому что с каждым годом я понимаю: это – важнее. Только тогда выстрел будет не убийством, когда мы будем уважать добычу и дом, где она живет. Только тогда будем испытывать настоящую радость от встречи с трофеем и борьбы с ним, когда будем готовы к этой борьбе и встрече. Технически и тактически – прежде всего. Морально… да, тут ясно – для этого нужен опыт, нужно ведь когда-нибудь НАЧАТЬ встречаться с такими рыбами. Морально сложно, да почти невозможно подготовиться заранее, но не технически. Я по сей день волнуюсь перед многими охотами, ожиданиями настоящих трофеев, когда сердце, подгоняемое адреналином, подсказывает – вот… сейчас… еще чуть-чуть… он где-то тут! Но технически и тактически я буду всегда готов. И это – не так сложно. Не так уж сложно, купив костюм, ласты, маску, трубку, ружье, нож, кукан и массу сопутствующих вещей, довести их на себе до логического завершения. Для этого не нужны космические деньги и такие уж большие знания и опыт. Для этого нужно скорее просто не лениться. Хороший шнур, катушка, карабин, наконечник, небольшой апгрейд вашего ружья (доведение его до возможного технического максимума) – это сущие копейки по сравнению с остальными вложениями. Только лень и неуважение к живому могут стать на пути к подгонке всего снаряжения к охоте, а не порче рыбы.
Вернемся же к нашим клыкастым друзьям и их равнодушию к свету. Что интересно – как только начинает светать, все резко меняется. Вся рыба (и не только рассматриваемая нами) – явно начинает за слепящим ореолом фонаря видеть нас, охотников (проверено сотни раз). Она видит нас, подсвеченных сзади солнечным светом, – и очень активно удирает. Особенно не любит нас видеть утренняя, либо начавшая «бродить» вечерняя рыба (конечно, зимой всю активность нужно делить на три). В таких случаях – небольшой секрет – нужно идти как можно ближе ко дну и выходить на рыбу не сверху, а сбоку или, что еще лучше (но так удается крайне редко), снизу. Я крайне не люблю охоту на рассветах и закатах. Наиболее бесполезное занятие.
Гідрокостюми для підводного полювання
Весной, при температуре примерно от 2-3 градусов, судак начинает подтягиваться к местам будущих нерестилищ, по ходу пьесы отъедаясь впрок. Особенно хорошо, если с конца февраля стоят ясные солнечные дни. Тогда он начинает вплотную охотиться, все чаще, активнее, все больше моционить по водоему.
Иногда, ранней весной, нахожу рассредоточенные по каким-нибудь цепким местам стайки этих полосатых бандитов. Стая – это не обязательно стоящие плечом к плечу судаки, превращающие дно в полосатый ковер. Иногда они могут быть разбросанными на приличном расстоянии друг от друга, но каким-то неясным для нас образом держащимися вместе.
Собственно, до постановки судака на гнезда (нерестилища) и дачи ему нами покоя, есть еще одна специфичная охота на эту рыбу. Я уже говорил о ней чуть выше. Это нахождение путей мигрирующих разрозненных стай и особей, идущих в фарватерных и прифарватерных местах. Самая интересная, спортивная и захватывающая охота на судака! Тут нужно умение делать «лежки». Умение лежать неподвижно и правильно. Стрелять точно и издалека. Кстати – вот, где может быть место арбалету в пресном водоеме! Тактически и технически грамотно снаряженному охотнику арбалет может дать настоящее преимущество на такой охоте, по сравнению с мощными среднерукими, или около того, пневматами. На этой охоте как раз наши короткие мощные речные пневматы проиграют длинной прицельной линии арбалетов, тем паче целиться можно по гарпуну, лежащему на барреле, просто в глаз. Что еще будет нужно на такой охоте – так это нырять, нырять, и еще раз нырять. Достаточно глубоко и много. Чтобы найти эти самые пути, по которым пойдут «караваны». Для любителей домашних заготовок и джипиэса с его сладкими «точками»: судаки часто меняют пути своих миграций, оставляя приросших к месту охотников ни с чем. И этим такая охота еще интереснее.
Итак: ныряли, трудились, нашли. Пошли сходы, взметнувшийся песок и уходящие тени-«парусники». Тут же начинаем «падать». И «лежать». Лучше для лежек в ожидании судака падать не на голое дно, а у каких-либо укрытий. Будь то коряга, перекат, свая, приямок – безразлично что, главное – укрытие. Лежки на чистом дне, особенно если вы явно выделяетесь на донном фоне, можно считать бесполезным занятием. Вот где место еще одной из вечно спорных вещей – камуфляжу на пресноводной охоте. Тут он будет как нельзя кстати. Но не забывайте: ярко голубой блюватерхантинговый камуфляж, лежащий на чистом песчаном речном дне – моветон даже гораздо больший, чем обычный бюджетный «черный смокинг». Помните: к каждой охоте нужно готовиться. Как это делает и обычный, сухопутный рыбак. На щуку – значит блесна или живец. Сом – квок, та же блесна, воблер или, например, донка. Карась – червяк, тесто, хлеб, сало, или шо там любит эта прихотливая рыбья сволочь в этом водоеме. Каждой рыбе – своя прикормка, наживка и правильный подход. А наши братья-охотники часто считают, что достаточно одного их присутствия под водой. Типа: «Пришел-Увидел-Победил». Ничуть. Нюансов, еще даже до «пришел», – масса. И разбираться в них, уметь быть готовым к каждой охоте – это и есть одна из граней мастерства.
По большому счету, сколько я анализировал и наблюдал за разными охотниками, активно ныряющий человек, при нынешнем потоке информации, массе хорошего снаряжения и вспомогательных средств (лодки, эхолоты, GPS, наручные компьютеры с глубиной и температурой под носом, и т.д.), неотличим, на первый взгляд, от опытного охотника уже через год-два. Год интенсивных охот, чтобы пробежаться по всем сезонам хотя бы один раз. Второй – закрепить успех. И он уже почти неотличим от настоящих зубров. Неотличим всем, кроме одного: отсутствием настоящих трофеев на орденской планке. (Хотя, признаться, есть и такие, про которых можно было бы сказать «фартовый». Те рвут ордена так, даже в первый год, что диву даешься. Но это – редкость.) Ездим, плаваем, ныряем, тужимся, вроде бы все, так как нужно, а подтверждения на куканах нет? Если есть такая проблема – то тут нужно задумываться над тонкостями, «приправами», как я их называю. Уж очень похожая аналогия, очень в точку! Приправы очень мало весят. Выглядят неброско, дешево и мелко, по сравнению с основным суповым набором из мяса, костей, картошки, лука и прочего. Но! Именно они и превратят безвкусное варево новичков, казалось бы, уже со всеми ингредиентами, в хорошее блюдо. Порой даже удивительно: почему тому или иному человеку, по сути ныряющему упорно и много, ну… как-то не везет? Ну нет ВСТРЕЧ, фарта – и все тут. Есть все: все по рецепту, все брошено, прокипело, почти сварилось. Но блюда нет. И вот тут – желателен «повар». В виде опытного и нежадного до знаний (читай приправ) охотника. Который бросит пару этих самых приправок куда и как нужно, размешает, дотомит на огне – и испечет нового, настоящего охотника. Из моего опыта обучения, а таких людей уже достаточно много, чтобы пришло легкое понимание, – такие охотники, попавшие в обучение не «с нуля», так потом и не понимают, что же произошло. Все кажется очень естественным, как будто так и нужно. Никто из них уже не задумывается, почему не один год до встречи с более опытным охотником был по сути нулевым, по итогам своих заплывов. А тут – как-то так и пошло-поехало. А все дело в мелочах.
Автор статьи: Виталий Лахтин.
Автор подводных фотографий: Юрий Батаев
Продолжение статьи ищите в следующих статьях.