ПОИСК

КОМЕНТАРІ

Ви ще не залишили коментарі

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Фотошкола. Сонечко в кадрі.

Фотошкола. Сонечко в кадрі.

Владимир Гудзев - опытнейший подводный фотограф и журналист.

В этом выпуске мне хочется обсудить с вами красивую и непростую тему в подводной фотографии – «солнышко в кадре». Тема эта достаточно разнообразна и может быть разбита на ряд разделов и технологических решений.
Общаясь с любителями подводных съемок, я заметил, что для них часто затруднительно получить технически правильный снимок, когда в кадре присутствует солнце или освещенная часть воды. Особенно это стало актуально в последние годы при переходе на цифровую фотографию, когда динамического диапазона профессиональных зеркальных цифровых камер (даже в режиме RAW) может не хватать для получения красивого изображения: или передний план «проваливается», или вместо солнца выходят пятнистые концентрические «облака». Причем, снимки получаются технически несовершенными даже в тех случаях, когда солнце не присутствует в кадре, а идет съемка против светлой части воды. Чаще всего добиться желаемых снимков можно с помощью широкоугольной оптики, которая позволяет в некоторых случаях передать красивый ход лучей. Вот в этом мы с вами сейчас и попытаемся разобраться.

Рассмотрим силуэтную съемку. Она часто ведется против солнца, и в кадре в стороне от солнца или прямо на солнце могут присутствовать какие-то фигуры. Посмотрите на кадры 1, 2 и 3. Кадр 1 сделан в Красном море на глубине 30 метров в полдень без применения вспышки. Экспозиция была выбрана так, чтобы основным элементом было проработанное световое пятно, а детали коралла ушли в недодержку. Для этого зона экспозамера камеры наводилась на край солнечного пятна. Потом фиксировалась настройка, проводилась кадрировка под конкретный замысел и делался кадр. Я бы этот прием охарактеризовал как съемку с заранее установленной недодержкой.

Кадр 2 с фигурами двух дайверов сделан на Черном море перед закатом солнца на глубине 6 метров без вспышки. Я специально выбрал место и время, чтобы избежать сильного воздействия солнца. При этом для еще большего улучшения ситуации, фигура левого дайвера основательно прикрыла солнечное пятно, уменьшая высвечивание.Такой прием – закрытие солнца силуэтом (предметом) – достаточно распространен и позволяет создать красивые композиции.

Кадр 3 сделан в Индийском океане во время погружения группы ныряльщиков. При этом я погрузился на глубину 25 метров и ждал погружающуюся группу. Я рассчитывал на то, что на такой глубине солнце не будет так сильно высвечивать кадр. И когда группа в кадре заняла нужное положение, сделал снимок. Снимок был сделан со вспышкой в ручном режиме, так чтобы воздействие вспышки было минимальным (1/8 мощности).
С помощью третьего кадра мы плавно переходим к подсветке переднего плана с помощью вспышки.

Кадр 4 сделан в Средиземном море у берегов Турции в полдень на глубине 30 метров на макете древнего  затонувшего корабля. Вспышка была настроена на 1/4 мощности, экспозиция определялась по краю светового пятна от солнца. Я рассчитывал, что на такой глубине лучи солнца не будут столь сильно пронизывать слой воды и позволят получить сбалансированный кадр. Удалось добиться передачи деталей и избежать выбеленности воды вверху. Похожий по технологии

Кадр 5 сделан был также на затонувшем корабле в Красном море на глубине 15 метров в полдень. Основной проблемой было то, что солнце достаточно сильно «било» до этой глубины. И я чувствовал, что возникнет ощутимый пересвет. Чтобы уменьшить этот эффект, я часть светового пятна прикрыл элементом конструкции. Чтобы более детально зафиксировать элементы корабля и фигуру дайвера, пришлось вспышку включить на 1/2 мощности. Красноватый оттенок (вызванный коррозией) шлюпбалки добавил объемность кадру.

Основной проблемой при съемке солнца и против света является достижение сбалансированного по яркости кадра. Поэтому во многих случаях подводные фотографы специально делают снимок с большой недодержкой, надеясь в последующем при обработке в «Фотошопе» вытянуть часть важных деталей, которые провалились в темноту. Либо для уменьшения такого эффекта кадр строится таким образом, чтобы имеющаяся внешняя вспышка достаточно осветила хотя бы передний план. Дело это непростое и в большинстве случаев может быть осуществлено теми камерами, которые имеют серьезную систему экспозамера, ручной режим установки параметров съемки и мощную внешнюю вспышку.

Тут могут быть рекомендованы следующие действия. Чувствительность ISO следует менять с глубиной. Для прозрачной воды можно сделать следующую рекомендацию. До глубины 10 метров следует устанавливать ISO 100. От 10 до 20 метров – ISO 200. Свыше 20 метров – ISO 400. Эта рекомендация действует для солнечного дня во временном диапазоне от 10 до 16 часов.

Теперь о выдержке. Выдержка тоже должна быть подобрана, если в кадре имеется солнце. Если вы снимаете со вспышкой, то выдержка может уменьшаться до 1/250 сек.
Следующим параметром является диафрагма. Ее следует устанавливать такую, чтобы энергии вспышки хватило для освещения и цветоотдачи на переднем плане.
Представим себе, что вы прибыли для подводной съемки на свое любимое Красное море. В большинстве случаев в первый же день в неглубоком месте делается чек-дайв. Видимо, целый час на это тратить нет смысла, и вы можете (естественно, если у вас достаточный опыт) часть времени посвятить настройке вашего фотокомплекса для съемок на тему «солнце в кадре». Выбираете подходящий коралл на ровном дне (или какой-то другой элемент ландшафта или рельефа) таким образом, чтобы на переднем плане было что-то яркое и красивое, не слишком подвижное. И, направляя камеру снизу вверх, добивайтесь того, чтобы ваш объект съемки и солнечное пятно вошли в кадр. В качестве дополнительного элемента композиции можно дождаться появления дайвера на среднем плане (или с кем-то договориться). И начинайте ваш фотоэксперимент. При этом вы должны ясно понимать, что вспышка освещает только передний план, и длительность выдержки на передачу картинки на переднем плане (освещенном вспышкой) практически не влияет. Чем короче выдержку вы будет устанавливать, тем менее разбросано будет световое пятно от солнца, и вы сможете получить сбалансированную картинку даже с передачей структуры воды на поверхности. Запоминайте для себя эту настройку (по крайней мере, для данной глубины) как базовую и с ее учетом ведите дальнейшую съемку на эту тему.
Для иллюстрации этих экспериментов давайте посмотрим еще несколько кадров.

Кадр 6 снят в Индийском океане именно по такой схеме, как сейчас рекомендовалось. На переднем плане лилия нормально освещена вспышкой. Экспозиция воды и солнца была подобрана методом, изложенным выше. Глубина здесь была небольшая – около 10 метров, солнце пробивалось достаточно сильно, и пришлось прибегнуть к коротким выдержкам и хорошо закрывать диафрагму. Энергии вспышки для переднего плана на полной мощности хватило только-только... Далее, стремясь создать сбалансированный кадр, пришлось от солнца уйти глубже (на 20 метров), оставив настройки теми же.

Кадр 7: здесь, к счастью, нам встретилась черепаха, которую удалось поймать в кадр вместе с дайвером. Можно отметить ослабление действия солнца и дробление его светового пятна на отдельные фрагменты.
На глубине 30 метров солнце перестало быть световым пятном, превратилось фактически в светлую область.

 Смотрите кадр 8, сделанный на глубине 30 метров на затонувшем корабле около острова Корон на Филиппинах. Мутность воды уменьшила пробивную силу солнца.

 Аналогична техническая идея кадра 9, но здесь удалось построить явно трехплановую картинку.
Рассмотрев все эти учебные примеры, теперь можно разобрать снимки, присланные любителями подводной фотографии в нашу Фотошколу.

Знакомьтесь, это – подводный фотограф Сергей Кокурин.
Сергей использовал для подводной съемки компактный цифровой фотоаппарат «Pentax Optio S50» (разрешение камеры 5 мегапикселей) со стандартным боксом «Pentax OWP-4». Первоначально при подводных съемках внешняя вспышка не использовалась. Вот как сам Сергей описывает свои действия:
«Съемка всегда проводилась в репортажном режиме: нужно было увидеть кадр, успеть его снять практически навскидку, т. к. группа всегда была в движении. К сожалению, специальных фотодайвов у нас не было ни разу. Это и определило использование автомата экспозиции на фотоаппарате. На всех снимках диафрагма максимальная – f/2,6. Первые снимки сделаны в Шарм-эль-Шейхе во время прохождения курсов AOWD».

Снимок 1 (слева). Цель – снять «полет» дайвера. В связи с этим была выбрана низкая точка съемки, и использовались передние планы для придания снимку глубины и сопоставления размеров. Место съемки известное, культовое – «Тистлгорм», на переднем плане – палубная пушка. Эта часть корабля, практически отделенная взрывом, лежит на боку, так что кормовая часть палубы расположена вертикально. На переднем плане – силуэт фрагмента орудия. Но есть намек на передачу орудийных механизмов. В правом верхнем углу на фоне высвеченной солнцем воды – силуэт уплывающего дайвера. Заметно, что съемка велась без особых договоренностей и в репортажном режиме. Если бы дайвер завис лицом к фотографу в месте съемки, наверняка, кадр стал бы интереснее. Обычно кадры при отсутствии внешней вспышки, даже в силуэтном режиме, делаются с участием дайвера с фонариком. Хотя видно, что угловое расположение солнца (точнее пятно от него) выглядит не так уж плохо и без особого пересвета. То есть простейшая камера в руках фотографа, спланировавшего данный кадр, неплохо справилась со сложной световой картиной. Я думаю, что если бы область солнца была смещена ближе к центру, то кадр пропал бы.

Из этого можно сделать вывод: если вы пользуетесь простой компактной камерой, то при формировании кадра область солнца и его окружение лучше оставить в углу или в верхней части почти за кадром.
Смотрим следующий снимок (справа) Сергея. «Он сделан на сайте Islands в Дахабе. Для придания снимку глубины использовано контровое освещение и яркий передний план».
Простой пейзажный снимок начинающего фотографа. По-своему даже удачный. При этом в контровом освещении солнце в кадр не попало, а создало яркую световую область в верхней части. Камера прекрасно справилась с экспозиционной задачей, но фотография смотрится несколько пустовато. Если обратить внимание на левую часть кадра, то там можно заметить рыбу-ласточку. Если мысленно продолжить направление ее движения, то становится ясно, что снимок смотрелся бы существенно интереснее и выигрышнее, если бы рыбка находилась ближе к центру, на фоне темной части кораллов. Получается, что фотограф поторопился... Хотя мы не знаем, как вообще развивалась ситуация. Но выигрышный пейзаж и освещение в итоге получились неинтересно.

По материалам журнала "Предельная глубина".

Posted on 2014-02-14 Цікаве 0 845

ЗАЛИШИТИ КОМЕНТАРLeave a Reply