1. Идите туда, где есть рыба.
Я знаю, что этот совет очевиден, но вы должны понимать, что популяции рыб сейчас не в самом хорошем положении. В мире есть много мест с великолепной чистой водой и впечатляющими рифами, но далеко не все из них богато заселены рыбой. И если вы фотографируете рыб, то незаселенные рифы вам не подойдут. Ваши шансы сделать хорошие снимки рыб увеличиваются, если вы попадаете на территорию морского парка
2. Повышайте свой уровень в дайвинге.
Хорошая плавучесть и контроль дыхания – это важные навыки, когда речь идет о качественных фотографиях рыб. Если вы берете слишком много грузов, то, скорее всего, вы будете работать ластами более активно, поднимете песок со дна и ухудшите видимость. Мне нравится устанавливать отрицательную плавучесть – я выпускаю воздух из компенсатора, что позволяет мне хорошо закрепиться на песке, и тогда я могу снимать рыб и дайверов снизу, или комфортно расположиться на животе, чтобы запечатлеть такие виды рыб, как желтоголовая собачка, которая зарывается в морское дно. Когда я решаю, что пора плыть дальше, все что нужно – это легкое нажатие на кнопку инфлятора, чтобы поддуть немного воздуха в компенсатор плавучести. Плюс ко всему, таким образом, я не поднимаю ил и песок, что обязательно испортило бы кадр другим фотографам.
Контроль дыхания, пожалуй, еще важней для фотографа, использующего дыхательную систему открытого цикла. Рыба обязательно отреагирует на звук выходящих их регулятора пузырьков, поэтому будьте бдительны, ведь выдыхая, вы можете распугать рыбу. Я не говорю, что вы должны задерживать дыхание надолго, но очень важно контролировать свое дыхание, когда вы находитесь в непосредственной близости от объекта съемки. Обычно я наблюдаю за рыбой с расстояния, пытаясь понять, в каком направлении она будет двигаться. Когда я думаю, что предугадал движение рыбы, я начинаю двигаться ей навстречу. Как только решение принято, мне уже намного проще задержать дыхание, сделать несколько снимков и уже потом выдохнуть.
3. Научитесь входить в зону съемки.
Есть расстояние, с которого лучше всего делать фотографии рыб, и я называю его «зона съемки». Это довольно небольшой круг, радиусом не больше полутора метров от объекта, и именно в нем получаются отличные фотографии. Если вы находитесь на большем расстоянии, то могут возникнуть проблемы с цветопередачей и разрешением, поэтому вам придется подобраться ближе, но не слишком, чтобы не спугнуть рыбу. Как только вы вошли в пределы этого круга, вы должны действовать быстро и исключить лишние движения, шум или пузыри, которые могут напугать вашу «модель». Вот что нужно сделать, прежде чем входить в зону съемки:
Оцените свои возможности. Вы знаете свой объектив достаточно хорошо, чтобы понять, какой разброс ракурсов у вас есть, когда в ы достигаете зоны съемки. Например, недавно я снимал барракуду, и поскольку у меня в это время был установлен режим 100 мм макро, я знал, что смогу сделать только крупный план с расстояния полуметра – метра. На следующий день я наткнулся на дружелюбного морского ангела, и, так как у меня был объектив 24–70мм с зумом, у меня было намного больше вариантов выбора композиции.
Настройте камеру и свет. Чтобы знать, как правильно настроить камеру и расположить свет, вы должны представлять, как будет выглядеть картинка через объектив бокса, и знать, как близко вам придется подплыть для того, чтобы выстроить задуманную композицию. Ведь в зоне съемки нет времени для того, чтобы экспериментировать с настройками камеры и положением вспышки. Вы должны смотреть в видоискатель, а ваш палец должен лежать на кнопке затвора. После того, как вы сделали первый кадр, вы можете пробовать различные вариации, но первый кадр может оказаться единственным, так что постарайтесь сделать его как следует.
Вы должны знать, насколько терпелива ваша модель. Ограничивайте свои движения. Безусловно, этот совет относится к потенциально пугливой рыбе. Что же касается малоподвижных объектов, таких как рыба-камень или рыба-крокодил, то с ними можете делать все, что хотите: и пускать пузыри, и экспериментировать с освещением. Но в любом случае, чтобы не мутить воду, никогда не забывайте о контроле плавучести.
4. Выбирайте правильную фотоаппаратуру.
Для того чтобы делать более качественные снимки рыб, вам понадобится модернизировать некоторые детали или все ваше оборудование. Основной проблемой, которую вам надо решить, особенно в системах «навел и сфотографировал» (так называемые «мыльницы»), является эта раздражающая задержка между моментом нажатия на кнопку и моментом, когда камера на самом деле делает фотографию. Даже небольшое промедление может иметь огромное значение, и вместо снимка с хорошей композицией вы можете получить изображение уплывающей рыбы.
Видоискатель вашего бокса также может иметь значение, когда крайне важна четкая фокусировка и точная композиция. Все больше фирм-производителей подводных боксов предлагают усовершенствованные конструкции боксов с различными дополнительными возможностями – в том числе, и с более удобным доступом к видоискателю или же с увеличенным видоискателем. Для фотографов с нормальным зрением это, может, ничего и не значит, но для людей, страдающих дальнозоркостью, увеличенный обзор открывает больше возможностей при тех же настройках камеры и позволяет лучше сфокусироваться.
Чем больше снимков вы сделаете, тем больше ваши шансы получить хорошие фотографии.
5. Правильно выбирайте снаряжение для дайвинга.
Фотографы-профессионалы всегда серьезно подходят к вопросу выбора камеры и комплектующих, но лучшими из них становятся те, кто думает еще и о снаряжении для погружений.
Ваши снимки получатся лучше, если вы вложитесь в следующие элементы снаряжения:
Хорошая маска. Если вы занимаетесь подводной фотографией, то силиконовая обтюрация по бокам маски должна быть черной. Когда вы делаете сн имок, вы же подносите маску прямо к видоискателю, и посторонний свет, проникающий сквозь обтюрацию маски, может понизить контрастность или сделать детали размытыми. Прозрачный силикон и маски с боковыми окошкам и для улучшения периферийного обзора – это абсолютно неподходящая экипировка для фотографа.
Хорошие ласты. Как фотографу, вам необходимы ласты, которые дадут вам все: маневренность, скорость, а так же возможность грести, двигаться назад и застывать на месте. На протяжении многих лет я думал, что только ласты с одной лопастью могут обеспечить необходимый мне уровень контроля. Но потом выяснил, что есть некоторые (далеко не все) ласты с разрезными лопастями, которые работают так же хорошо. Разрезные ласты, которые мне кажутся наиболее подходящими для подводной фотографии, должны иметь довольно тугие лопасти и полужесткие продольные ребра. Ну а вообще, выбор ласт – это персональное решение каждого. Вы должны сами опробовать столько моделей, сколько сможете, и тогда вы найдете те, которые подойдут именно вам.
Термальная защита. Сложно сконцентрироваться на рыбе (или на любом другом объекте съемки) когда ты дрожишь. Вложения в защиту от холода экстра-класса могут принести дивиденды в виде хороших фотографий, особенно если вам нужно долго находиться неподвижным, пытаясь сфотографировать особо пугливую «модель».