ПОИСК

КОМЕНТАРІ

Ви ще не залишили коментарі

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Усе про компанію SUUNTO

Усе про компанію SUUNTO

Компания Suunto заявила о себе на рынке спортивного снаряжения еще в 1936 году, представив первый в мире жидкостной компас. С тех пор она неуклонно совершенствовала свою продукцию, расширяя сферу деятельности. В 60-х годах Suunto становится ведущим мировым производителем подводных компасов, устанавливая новые стандарты в этой области. Позже, уже целый ассортимент измерительных устройств развивался параллельно с подводными компасами, включая манометры и глубиномеры. Затем появилась идея объединить все перечисленные изделия в единое целое, таким образом была реализована концепция приборной консоли. В консоли различные измерительные устройства размещаются на одной платформе (корпусе) в таком порядке, который выбирает пользователь, исходя из своих потребностей. В результате появилась возможность контролировать одновременно несколько параметров погружения, снимая информацию со всех приборов, расположенных в консоли.   Используя передовые технологии, компания Suunto стала развивать идею интегрированного прибора с мощными вычислительными способностями, сочетающего в себе функции глубиномера, манометра и часов. Так в 1987 году появился на свет один из самых первых подводных компьютеров (декомпрессиметров) с памятью профилей погружений – Suunto-SME-ML. В 1990 г. в декомпрессиметрах Suunto впервые использована индивидуальная настройка модели декомпрессии, которая сейчас является стандартной характеристикой любого подводного компьютера. А уже в 1991 г. компания предлагает к использованию устройство для передачи данных, хранящихся в памяти декомпрессиметра, непосредственно в IBM-совместимый персональный компьютер – PC-интерфейс.   Десять лет спустя после представления водолазному сообществу SME-ML, увидел свет первый подводный компьютер, выполненный в формате наручных часов – SuuntoSpyder. С этого момента наступает эра наручных декомпрессиметров, где компания Suunto занимает лидирующие позиции. Сегодня ее доля на мировом рынке подводных компьютеров составляет более 45%

С выпуском новой модели, SuuntoD9 , весь действующий ряд декомпрессиметров Suunto стал работать со смесями Nitrox. Следует отметить, что, как и прежде, все подводные компьютеры Suunto ориентированы преимущественно на сторонников любительского дайвинга (до 40 метров), но воспользоваться их многочисленными достоинствами могут также технически ориентированные водолазы, использующие смеси Nitrox.

Серьезный шаг в развитии подводных компьютеров был сделан компанией в связи с созданием собственной модели декомпрессии – SuuntoRGBM (ReducedGradientBubbleModel – модель сниженного градиента газообразования), которая реализована в таких популярных декомпрессиметрах, как Vyper, Cobra, Vytec, Stinger, Gekko, Mosquito, а также в новом приборе – D9. SuuntoRGBM – наиболее совершенная градиентная модель декомпрессии, которая рекомендована для широкого использования американской сетью оповещения подводных пловцов DAN (DiversAlertNetwork), как отвечающая всем требованиям безопасности подводных погружений до 40 метров. В чем же заключается особенность алгоритма SuuntoRGBM?

Прибори для дайвінгу

Вся концепция алгоритма направлена на то, чтобы максимально снизить риск возникновения декомпрессионного заболевания из-за патологических процессов газового обмена в организме подводного пловца. Главную роль в этих процессах играет азот (N 2 ), содержащийся во вдыхаемом воздухе. В естественных условиях (при нормальном атмосферном давлении) мы не чувствуем дискомфорта от вдыхаемого азота. Организм человека находится в состоянии относительного газового равновесия с окружающей средой. Это равновесие означает, что напряжения газов в тканях организма равны их парциальным давлениям во вдыхаемом воздухе. Иное явление наблюдается при дыхании в условиях повышенного (избыточного) давления, например при подводном погружении, когда происходит нарушение равновесия давлений азота во вдыхаемом воздухе (РiN 2 ) и тканях (РtN 2 ). Для наглядности рассмотрим взаимосвязь между этапами погружения и фазами газообмена. Разность (перепад) вышеназванных давлений за единицу времени принято называть градиентом давления. Именно он и является движущей силой процессов газообмена, происходящих в организме подводного пловца, т.е. влияет на количество азота, дополнительно растворяющегося или рассыщающегося в тканях водолаза. В конце II этапа погружения парциальное давление азота в тканях РtN 2 имеет максимальное значение (ткани насыщены) и достигает величины парциального давления азота, поступающего в легкие на вдохе РiN 2 . Чтобы запустить механизм рассыщения тканей, необходимо создать некоторый перепад между этими давлениями. Это достигается во время III этапа погружения, т.е. на декомпрессионных остановках, которые рассчитывает подводный компьютер.
Важным условием для правильного выполнения декомпрессии является соблюдение установленной скорости подъема между остановками. Кто-то может удивиться: почему Suunto, имеющая так много новшеств в области создания декомпрессиметров, продолжает придерживаться принципа ограничения безопасной скорости подъема – не более 10 м/мин. Когда речь идет о безопасности, скорость подъема не должна недооцениваться, иначе наступает угроза возникновения декомпрессионного заболевания (DCI – decompression illness). DCI может произойти во время III и IV этапов погружения/фаз газообмена. Причин, способствующих возникновению DCI, достаточно много, однако не до конца изучен механизм возникновения и развития декомпрессионной болезни. Но достоверно известно, что ее первопричиной является пересыщение тканей индифферентным газом и образование пузырьков критических размеров. Это означает, что при подъеме с глубины, когда снижается давление окружающей среды, возникают условия для рассыщения тканей. В случае превышения безопасной скорости подъема процесс рассыщения может протекать по-разному .
В крови и тканях организма всегда имеются мельчайшие, невидимые даже в микроскоп, газовые пузырьки – микроядра. Микроядра даже в условиях незначительного пересыщения организма индифферентным газом становятся центрами формирования свободного газа и перерастают в микропузырьки. Микропузырьки обычно не вызывают явных признаков декомпрессионной болезни, а поэтому называются «бесшумными/тихими» пузырьками. Микропузырьки переносятся кровотоком к легким, где поглощаются и, в конечном счете, испаряются без каких-либо последствий. Однако большинство экспертов уверены, что «бесшумные» пузырьки служат критерием для распознавания степени риска возникновения декомпрессионной болезни. Угрожающая ситуация наступает в случае неконтролируемого подъема или пропущенной остановки декомпрессии, когда «бесшумные» пузырьки вырастают до опасных размеров. Опасные пузырьки приводят к нарушению кровотока и создают в тканях давления, превышающие порог болевого раздражения. Так возникают первые признаки декомпрессионного заболевания.
Декомпрессионная модель RGBM обладает способностью прогнозировать не только процессы насыщения/рассыщения тканей азотом, но и поведение свободного инертного газа в форме пузырьков.
Из вышесказанного следует: на этапе подъема к поверхности вновь возникает градиент давлений в связи с тем, что вдыхаемое азотное давление РiN 2 снижается значительно быстрее, чем давление азота в тканях РtN 2 . Ведь для того, чтобы растворенный азот смог выйти из организма через легкие, он должен пройти через ткани различной плотности, что создает значительное сопротивление процессу рассыщения. Кроме того, разная скорость газообмена как среди различных типов тканей, так и внутри самой ткани, также влияет на темп рассыщения организма от индифферентного газа. Важно контролировать величину градиента давлений на этапе подъема, так как если она превысит определенное значение, то увеличится вероятность образования в тканях «опасных» пузырьков.
Избежать возникновения пузырьков в тканях не представляется возможным из-за сложного характера газообразования. Важно не количество, а размер этих пузырьков. Основная идея SuuntoRGBM заключается в том, чтобы удерживать образовавшиеся пузырьки в максимально сжатом состоянии, в форме микропузырьков.
Чтобы ограничить образование микропузырьков и предотвратить их дальнейший рост компания Suunto предлагает снизить градиент давлений до такого значения, когда процесс газообразования становится управляемым. Эта потребность в снижении градиента давлений заложена в название модели декомпрессии SuuntoRGBM. А именно, чтобы позволить тканям рассыщаться от избыточного азота, требуется создать максимально возможный перепад давлений. Но для того, чтобы образовавшиеся пузырьки были небольшими, а поверхностное натяжение сдерживало бы их дальнейший рост, подводному пловцу необходимо оставаться на глубине как можно дольше. Как видно, обе рекомендации носят противоречивый характер. Но в модели SuuntoRGBM эта задача успешно решена в виде двух концепций – «непрерывной» декомпрессии и медленной скорости подъема. А в подводном компьютере D9 разработчики пошли еще дальше и дополнительно внедрили концепцию глубоких декомпрессионных остановок (deepstops).
Глубокие декомпрессионные остановки являются одним из факторов, который эффективно сдерживает рост микропузырьков и одновременно обеспечивает их выведение из организма. Профиль ступенчатой декомпрессии рассчитывается по следующей методике. Первая остановка осуществляется на глубине, равной половине от разности между максимальной глубиной погружения и глубиной «потолка». Наименьшую глубину, на которой выполняются рекомендованная или обязательная остановки безопасности перед выходом на поверхность, принято называть глубиной «потолка». Следующая остановка будет введена на половине пути от первоначальной глубины декомпрессии до той же глубины «потолка» и так далее. Наконец, после выдержки на последней остановке проводится традиционная «непрерывная декомпрессия». «Непрерывная» декомпрессия обеспечивает наиболее оптимальное рассыщение тканей от избыточного азота при условии соблюдения рекомендованной скорости подъема – не более 10 м/мин. Как известно, к концу этапа подъема к поверхности скорость рассыщения уменьшается в связи с постепенным выравниванием парциальных давлений вдыхаемого и растворенного в тканях азота. Поэтому рекомендованная Suunto скорость подъема наиболее точно отвечает процессам газового обмена в тканях подводного пловца (гладкая декомпрессионная кривая), а также позволяет оптимально снизить и довести до безопасного уровня избыточный азот в организме. Дальнейшее рассыщение тканей продолжается на обязательной остановке безопасности, длительность которой зависит от небрежности дайвера в управлении своей скоростью подъема. Сегментная диаграмма (ascent rate), отображаемая на экранах всех подводных компьютеров Suunto, позволяет контролировать скорость подъема в любой момент времени. В случае превышения скорости декомпрессиметр подаст звуковой и визуальный сигналы тревоги. Рекомендованная скорость также способствует и снижению градиента давлений. Итак, Вы находитесь уже на поверхности, но погружение на этом не заканчивается. Ткани продолжают рассыщаться, но в условиях нормального (атмосферного) давления. Так же как и время обязательной остановки безопасности, продолжительность поверхностного интервала зависит от того, насколько корректно Вы придерживались рекомендованного профиля погружения.
Благодаря матричному буквенно-цифровому дисплею на жидких кристаллах, которым обладает D9, впервые реализована возможность наглядно отображать на экране профиль погружения со всей необходимой информацией для дальнейшего анализа.
Следить за ходом декомпрессии, а также управлять этим процессом, позволяет одна из уникальных особенностей подводных компьютеров Suunto – цифровая и символьная индикация профиля «непрерывной» декомпрессии. Вам предлагается проводить декомпрессию не на фиксированной глубине, а в диапазоне глубин – между границами «пола» и «потолка». Наибольшая глубина (нижний предел), на которой начинается рассыщение самой «быстрой» (управляемой) группы тканей, принято называть декомпрессионным «полом». Ткани делят на «быстрые» (fast) и «медленные» (slow) в зависимости от скорости их насыщения/рассыщения. К «быстрым» относятся те ткани, которые имеют хорошее кровоснабжение. Мозг, например, классифицируется как «быстрая» ткань. Наименьшая глубина (верхний предел), на которой рассыщение увеличивается до максимума, называется «потолком». Эти два предела устанавливают зону декомпрессии. Если дайвер находится над или на глубине «пола», то рассыщение в управляемой группе тканей происходит наиболее медленно. Однако, пребывание на «полу» в течение 1-2 минут перед движением вверх к «потолку», поможет в значительной степени ограничить рост микропузырьков, удерживая их в сжатом состоянии. Процесс рассыщения происходит оптимально в зоне «потолка» - диапазоне глубин между «потолком» и 1,8 метров ниже, чем глубина «потолка». Принятый диапазон глубин имеет еще одно важное преимущество. Подводный пловец в состоянии выполнить обязательную или рекомендованную остановки безопасности даже в тяжелых погодных условиях, когда из-за волнения моря очень трудно, находясь близко к поверхности, точно сохранить требуемую глубину погружения.
Мультитканевая модель Suunto RGBM (9 групп тканей, 480-минутный максимальный период полурассыщения) позволяет выполнять многократные и многодневные погружения с различными профилями глубины, обеспечивает информацией о времени запрещения авиаперелета. Кроме того, позволяет выбрать один из трех уровней «жесткости» (консерватизма) алгоритма декомпрессии (Р0, Р1, Р2), исходя из субъективной оценки самочувствия подводного пловца, а также проводить высокогорные погружения до 3000 м над уровнем моря (высотная трехдиапазонная настройка - А0: 0-300 м, А1: 300-1500 м, А2: 1500-3000 м).
Ни один декомпрессиметр не способен определить предрасположенность подводного пловца к декомпрессионному заболеванию, которая зависит от многих причин, например:
-                      чувствительность к температурным перепадам;
-                      степень физического развития;
-                      ожирение тканей;
-                      обезвоженность организма и др.
Причем, у одного и того же подводного пловца предрасположенность к декомпрессионному заболеванию с течением времени может изменяться. Поэтому уровень «жесткости» алгоритма декомпрессии настраивается каждым водолазом индивидуально. Принцип прост:
-                      установка «Р0» – идеальные условия (отменное здоровье и нет причин для беспокойства), для которых компьютер устанавливает самый высокий допустимый максимум (уровень) парциального давления азота каждой группе тканей;
-                      установка «Р1» – промежуточная настройка;
-                      установка «Р2» – самые консервативные условия с учетом всех вышеперечисленных причин, влияющих на предрасположенность к декомпрессионному заболеванию. Компьютер устанавливает самый низкий допустимый максимум (уровень) парциального давления азота каждой группе тканей.
Подводные компьютеры Cobra, Vytec и D9 обладают важной функцией расчета времени погружения по запасам воздуха в баллонах SCUBA. Отличие состоит лишь в способе передачи данных: Cobra – по шлангу ВВД, Vytec и D9 – трансмиттером. Миниатюрный передатчик – трансмиттер, устанавливаемый в порт ВВД 1-й ступени регулятора, обеспечивает беспроводную передачу данных о давлении ДГС в баллонах. На основании информации о давлении в баллонах подводные компьютеры Vytec и D9 рассчитывают оставшееся время погружения (air time), показываемое на экране. Расчет всегда основан на подлинном падении давления в баллонах и адаптирован к емкости баллонов и текущему расходу дыхательной смесии. Давление ДГС в реальном масштабе времени сохраняется в памяти приборов.
Все декомпрессиметры Suunto работают в режиме «Nitrox».
Расчет степени насыщения организма подводного пловца кислородом при использовании смесей Nitrox основывается на общепринятых принципах (стандарт 1991 NOAA Diving Manual) и специально разработанных таблицах пределов времени погружения, а также рекомендациях доктора Р.В. Гамильтона (R.W. Hamilton). В расчетах учитываются две группы тканей организма, которые являются наиболее чувствительными к токсичному действию кислорода - центральная нервная система CNS (Central Nervous System) и ткани легких. Токсичное действие кислорода на ткани легких оценивается в единицах токсичности кислорода OTU (Oxygen Toxicity Units). Степень насыщения и соответственно опасность кислородного отравления этих двух групп тканей организма выражается в процентах (CNS% и OTU%).
Декомпрессиметр подстраивает свой алгоритм в зависимости от введенных значений процентного содержания и парциального давления кислорода в составе дыхательной смеси Nitrox. Значение процентного содержания кислорода может быть изменено в пределах от 21% до 50%, а у D9 и Vytec – от 21% до 99% с шагом в 1%; парциальное давление кислорода - от 1,2 бар до 1,6 бар (D9 – 0,5-1,6 бар) с шагом в 0,1 бар. Перед погружением измеренное процентное содержание кислорода в составе смеси Nitrox вводится в декомпрессиметр.
Необходимо помнить, что максимально допустимым парциальным давлением кислорода для организма человека считается давление 1,6 ата. Это положение подтверждается исследованиями, проводимыми Национальной Океанической и Атмосферной Администрацией США (NOAA).
В режиме Nitrox на экране прибора отображается следующая информация:
-                      значение процентного содержания кислорода со значком О 2 %;
-                      максимально допустимая глубина погружения;
-                      текущая степень насыщения тканей организма кислородом в виде сегментной диаграммы со значком OLF (Oxygen Limit Fraction) или, как у D9, в цифровом виде.
Сегментная диаграмма OLF позволяет наглядно показать и контролировать степень насыщения организма водолаза кислородом по 100% шкале. Диаграмма OLF состоит из десяти сегментов, каждый из которых соответствует значению 10%. Диаграмма показывает только наибольшую степень насыщения кислородом одной из двух групп тканей (CNS% или OTU%). Когда насыщение кислородом тканей легких (OTU%) достигнет и превысит аналогичное значение для центральной нервной системы (CNS%), то, кроме индикации текущего значения насыщения, самый нижний сегмент диаграммы начинает мигать. Это служит сигналом предупреждения о том, что диаграмма OLF показывает степень насыщения кислородом тканей легких. При достижении 80% шкалы OLF и/или превышении парциального давления кислорода в 1,4 бар, подается звуковой сигнал предупреждения и мигают соответствующий сегмент шкалы и/или значение РО 2 .
Декомпрессиметры Vytec и D9 работают с тремя смесями Nitrox. Во время погружения они рекомендуют выполнить переключение с одной смеси Nitrox на другую при условии, что текущее РО 2 в смеси, выбранной для дыхания, не превышает установленного предельного значения. На этапе подъема декомпрессиметр подскажет Вам какую ДГС следует выбрать для наиболее безопасного и оптимального профиля.
Надеемся, что Вы сможете подобрать себе надежного помощника и проводника для безопасного освоения глубин Мирового океана.
 
Posted on 2014-02-14 Дописи, Виробники 0 1104

ЗАЛИШИТИ КОМЕНТАРLeave a Reply