Время обзавестись подводной цифрой, и для вас это непроходимые джунгли. Производители камер штампуют новые модели так быстро, что не успевают писать к ним руководства. Хуже того, подводные фотографы сталкиваются с тем, что им приходится выбирать целую систему: камеру, подводный бокс, внешнюю вспышку, насадные линзы, кронштейны и так далее. Аналоговые камеры появились в 1839 году и достигли состояния, сравнимого с совершенством. Прогресс всегда приводит к остановке. Многие подводные фотографы все еще лелеют их «никоносы», оригинальная модель которых справляет в этом году свое 40-летие. Современные цифровые камеры могут даже никогда и не справить свой второй День рождения. При таком бурном технологическом развитии, очень важно прежде всего все осторожно обдумать и спросить себя, что вам действительно нужно. Или так или никак. Даже главные производители камер имеют по 10-15 моделей. Каждая модель обычно обновляется и совершенствуется пару раз перед тем, как заменяется на более лучшую.
Покупайте сейчас!
Цена и качество связаны напрямую, но в покупке такого продвинутого оборудования есть одно «но», вы никогда не будете пользоваться более чем частью всех способностей прибора. Хорошие фотографии не делаются с помощью денег. Результат зависит от вашей собственной изобретательности, вашего чувства экспозиции и цвета, ну и доли удачи и терпимости. Но с другой стороны, при покупке у камеры могут отсутствовать такие возможности, которые вам могут впоследствии понадобиться. Так что покупайте лучшее, что вы можете себе позволить. Дополнительные приспособления, которые, как вы сначала думаете, вам не нужны, могут вам однажды понадобиться. Самая главная ошибка в покупке цифрового устройства, будь то камера, проигрыватель mp3 или ноутбук, - это продолжать ждать, пока появится что-то лучшее.
Вы никогда не выиграйте эту гонку. Покупайте сейчас и поставьте себя перед фактом, что завтра или в следующем году даже лучший прибор будет стоить дешевле. Вам нужно когда-нибудь начать.
Ниже мы собираемся описать три различных вида пользователей в зависимости от потребностей и уровня стремлений. К кому относитесь вы?
1. Направь и снимай.
Кого заботит точная настройка? Просто направь и снимай.
Вы чувствуете, что можете добиться нужных вам снимков, использую самую дешевую цифровую камеру в пластиковом боксе или даже мягком пластиковом чехле. Вы не хотите тратить много времени на подготовку и настройку своего оборудования. Возможно, это ваша первая камера, и вы даже не уверены, будет ли наслаждаться подводной фотографией. Вы предпочитаете носить камеру в кармане компенсатора или прицеплять ее к D-кольцу. Фотографирование не ваша основная цель, и вы хотите заснять лишь что-то особенно впечатляющее. Свои снимки вы по больше части будете просматривать на экране компьютера. Может, вы захотите отправить их по элпочте своим друзьям или поместить на сайт. В таком случае вам не нужно высокоразрешающая камера – 2-3 мегапикселя вам подойдут в самый раз. Вы можете сделать цветные распечатки на домашнем принтере, а наиболее хорошие снимки можно будет отнести в фотомагазин. Для вас плюс, если камера проста и с малым набором установок. Вам достаточно просто установить режим «auto», выбрать объект и снять его. Как правило, вы будете использовать камеру на небольшой глубине, поскольку снимки, сделанные на больших глубинах, будут выглядеть размытыми, но вы можете это пережить. Вам достаточно качества снимков вашего семейного фотоальбома. Подводный бокс должен быть небольшим и легким в использовании. Как дополнение можно небольшой объектив.
2. Продвинутый любитель.
Средне-ценовые камеры с внешними вспышками достаточны для удовлетворения большинства потребностей.
Вы хотите снимать крошечных созданий на близком расстоянии, но еще вы хотите запечатлевать подводные пейзажи или делать широкоформатные изображения дайверов, и вы не хотите, чтобы ваше оборудование ограничивало ваше творчество. Вы хотите самостоятельно управляться с такими особенностями, как баланс белого цвета, и вам нужно как можно больше возможностей и установок, доступных через бокс. Камеры в такой ценовой нише достаточно высокого качества. Им нужна внешняя вспышка. Она выдает натуральные цвета и позволяет вам использовать ее на больших глубинах. Внешняя вспышка снижает риск обратного рассеивания, эффекта «снежной бури» в виде белых точек, которых почти никогда нельзя избежать при использовании встроенной вспышки. Такие камеры обыкновенно обладают разрешением в 3-5 мегапикселя, что позволяет вам получать снимки, удовлетворяющие большие нужды: размещение на сайте, распечатка на принтере и цветная печать. Файлы в таком случае имеют больший размер, благодаря которому у вас появляется больше возможностей для обработки изображений в компьютерном ПО. Такие камеры и/или боксы могут быть снабжены близкими или широкоугольными объективами. Если вам нужны хорошие «широкоугольные» возможности, вы можете выбрать как дополнительный «сухой», так и «мокрый» объектив, прикрепляемый снаружи бокса. Качество изображение зависит от материалов объектива. Стекло лучше пластика, но и дороже его. По сравнению с обычными подводными «мыльницами» такие камеры с включенными боксами стоят раза в 2 дороже. Добавьте также к ним разные принадлежности: широкоугольные и близкие объективы, а также внешние вспышки. Немного подготовки и настойчивости, и вы достигните очень хороших результатов. К камерам этой ценовой ниши можно также приобрести разнообразные приспособления и принадлежности.
3. Фанат.
Цифровая однообъективная камера в металлическом боксе для бескомпромиссных пользователей.
У вас уже есть некоторый опыт в подводной фотографии или вы, по крайней мере, знакомы с использованием камеры SLR с дополнительным объективом и не хотите снижать свои впечатления от качества изображений. В идеале, вам лучше подошла бы профессиональная система SLR, включающаяся в себя ручную экспозицию и широкий набор дополнительных объективов. В ее помощью вы можете делать хорошие снимки чего угодно: от крошечных созданий в масштабе 1:1 до больших и даже широкоформатных пейзажей кораблекрушений. Для вашего любимого занятия вам понадобится приличное количество денег, но в итоге вы можете рассчитывать на снимки, сравнимые со снимками профессиональных фотографов, по крайней мере, технически. Такие камеры выпускаются небольшим количеством производителей. Самые крупные – это Nikon, Canon и Fuji. Можно, также купить полупрофессиональную камеру dSLR (но без бокса – см. ниже), которая будет стоить дешевле.
Боксы
Сейчас на рынке есть лишь одна земноводная камера – изящная AquaPix компании Sea&Sea. Всем остальным нужен подводный бокс. С помощью бокса вы можете не только брать свою камеру под воду, но и использовать ее в схожих случаях: под проливным дождем, во время занятий различными водными видами спорта, на пляже или на боте. Есть три вида боксов: мягкие пластиковые чехлы, твердые пластиковые корпусы и металлические корпусы. EwaMarine выпускает подводные чехлы для камер. Они дешевы и очень легки в использовании. Вы просто используете камеру как обычно, нажимая на кнопку через чехол. У чехла отсутствуют крепления или кольца. Такие эластичные боксы прекрасно подходят для использования на небольшой глубине или на суше во время дождя. Твердые пластиковые корпусы обычно прозрачны, так что вы можете видеть камеру и любые протечки внутри. Как правило, такие боксы немного дешевле металлических, и из-за того, что производители могут легко улучшать пробную модель добавлением новых кнопок и крепежей, на рынке существует большой выбор среди них. Пластик не ржавеет, но его легче поцарапать. Также пластиковые боксы несколько больше и неуклюже чем металлические. Большинство твердых пластиковых боксов может использоваться на глубине до 30 метров. Некоторые выдерживают 40 метров и больше. Металлические боксы выпускаются только для наиболее продаваемых моделей ведущих производителей. Иногда применяются даже списки заказов, поскольку производители борются за то, чтобы справиться со спросом. Металлические боксы по большей части изготавливаются из алюминия, они прочны и очень удобны, поскольку металл может быть отлит по камере, в то время как боксы из твердого пластика больше походят на коробки. Большинство металлических корпусов может быть с успехом использовано на глубинах, находящихся за пределами любительского дайвинга. Будьте готовы к тому, что металлический корпус может стоить как минимум как камера или даже превосходить ее по стоимости в два раза. Для дорогих камер первоклассные модели могут стоить очень дорого, поскольку они производятся в ограниченном количестве. Для дешевых камер боксы обычно изготавливаются самими производителями камер. Их существует небольшая разновидность, и подходят они практически к любой обычной модели камеры. Обычно они изготавливаются из пластика и выдерживают глубины до 20 и даже 30 метров. Иногда такие боксы включены в стоимость камеры. Покупать камеру одновременно с боксом – очень разумный поступок, поскольку в таком случае вы можете быть точно уверены в их соответствии друг другу. Особенно это относится к дешевым камерам. В средней ценовой нише больше выбора, поскольку в ней пластиковые или металлические боксы также предлагаются независимыми изготовителями, хоть даже разработка новых боксов и обладает риском для них, т.к. они в полной мере не могут быть уверенны в том, какая модель камеры станет популярной. Боксы для дорогих камер по большей части изготавливаются из металла или сочетания пластика с металлом. Такие боксы производители камер стремятся оставить за независимыми изготовителями.
Вспышки
Мощному широкому объективу может потребоваться две вспышки для полного освещения объекта. Владельцы камер первой категории могут более-менее прямо сейчас нырнуть в воду и начать снимать. Остальным же нужно продолжить чтение. Знакомство с внешней вспышкой может сначала вызвать замешательство насчет ее применения. Но к счастью есть некоторые умные решения, преодолевающие такие трудности. Первое, что нужно сделать с камерой и вспышкой, - это соединить их. Вспышка должна производиться в тот момент, когда открывается затворка камеры, а ее мощность должна устанавливаться системой TTL. Есть два вида соединения. Некоторые камеры в более дорогой нише обладают гнездом для вспышки, которое, однако, бесполезно при использовании бокса. Обойти это можно, применив соединительный шнур, который одним концом крепится к гнезду, а другим – к внешней вспышке. Если у камеры нет гнезда для вспышки, теоретически вы можете заставить встроенную вспышку запускать внешнюю. Но в большинстве цифровых камер встроенная вспышка сначала проделывает несколько предварительных вспышек для определения мощности основной вспышки. И все же возможно сделать так, чтобы предварительные вспышки заранее запускали внешнюю вспышку. В таком случае она уже вспыхнет, когда откроется затворка камеры – возможно, через 100 миллисекунд. Вот почему обыкновенно подводные вспышки не могут применяться в качестве вторичных вспышек с камерами без гнезда для вспышек. Справиться с этим можно, применив одну из нескольких новых вспышек, например: Sea&Sea (YS-90DX и YS25AUTO), Ikelite (DS-50 и DS125), Inon (Z-220 и D-180) или Epoque (ES-150DS). Эти вспышки работают разными способами, но основная идея заключается в установлении порогового значения для чувствительности фотоэлемента. Фотоэлемент не срабатывает, пока производятся предварительные вспышки, таким образом «цифровые» вспышки могут быть запрограммированы на игнорирование предварительных вспышек. Такое удобное решение может быть применено к большинству камер со встроенными вспышками. Но нельзя забывать о мощности обычного подводного света, который вы можете использовать в качестве заменителя вспышки или добавления к ней. Для близких снимков вы можете получать интересные эффекты в случае, если вы двигаетесь вокруг объекта, смотря на него через ЖК-экран камеры, и освещаете его ручным фонарем.
Кронштейн
Цифровая камера с внешней вспышкой, настраиваемой с помощью оптико-волоконного шнура. Кронштейн можно отсоединить. Вспышка должна быть прикреплена таким образом к кронштейну, чтобы он удерживал ее под правильным углом в правильном положении по отношению к камере. Иногда кронштейн продается со вспышкой, иногда нет. Если вспышка легко отсоединяется от кронштейна, у вас появляется больше возможностей для съемки. Для широкоформатной фотографии вам может понадобиться, по крайней мере, две вспышки, чтобы осветить большой объект. Это уже относится к продвинутым системам кронштейнов.
Некоторые камеры в более дорогой ценовой категории снабжаются гнездами для вспышки. Если камера находится в боксе, вспышка соединяется с ней посредством шнура, на конце которого есть соединитель для гнезда. Некоторые производители кронштейнов, например Ultralight, также производят специальные пригонки для соединения камеры и кронштейна, которые позволяют вам наклонять камеру на 90 градусов без изменения положения вспышки. Это означает то, что вы можете переключаться туда-сюда между пейзажем и портретом без необходимости настройки вспышки.
Для близкой съемки в чистой воде вам может хватить и встроенной вспышки.
Дополнительные объективы
Дополнительный широкоугольный объектив.
Камеры с неподвижными объективами – для обычных целей все кроме систем dSLR – могут извлечь выгоду от использования дополнительных объективов. Большинство цифровых камер уже обладают превосходными возможностями для близкой съемки, что делает широкоугольные объективы наиболее интересным дополнением для подводной фотографии. В подводной фотографии вы должны выдерживать расстояние между объектом и объективом настолько малым, насколько это возможно, чтобы снизить воздействие преломления воды. Вот когда необходимо использовать широкоугольные объективы – с ними вы можете находиться близко к объекту и снимать его целиком за один раз. Широкие объективы обычно крепятся непосредственно к объективу камеру и предназначены для использования с определенными моделями камер. Кроме того, подводный бокс должен вмещать камеру с дополнительным объективом. В статье мы избегали разговоров по поводу моделей камер, поскольку, если бы мы это сделали, эта статья бы устарела прежде, чем была бы напечатана!