Вначале июля 2010 г. группа финских и шведских дайверов обнаружила в южной части Аландского архипелага ранее не известный рэк, лежащий на глубине 55 метров. Судно – двухмачтовая шхуна приблизительно 6,5 м в ширину и 21,5 м в длину. Деревянная обшивка корпуса хорошо сохранилась. Трюм оказался практически пустым. Позади грот мачты была обнару жена кирпичная печь, рядом с которой лежали навигационные инструменты, тарелки и чайник.
В кормовой части трюма по правому борту дайверы нашли более 30 бутылок, похожих на бутылки шампанского. Груз был уложен в солому.Технические детали и артефакты,найденные на борту, позволяют датиро вать его началом XIX века. В ближайшем будущем возможно определить возраст древесины судна. Среди находок – несколько тарелок, произведенных шведской фарфоровой фабрикой Rorstrands в период 1780–1830 гг. Вероятнее всего, груз весьма дорогого в те времена шампанского предназначался русскому императорскому дому, и судно шло в Санкт-Петербург. Дайверы подняли одну бутылку для исследования. А 16 июля в СМИ появилась информация о том, что «найдено самое старое шампанское в мире. Новость облетела весь мир.Шампанское в поднятой бутылке имело сенсационно хорошее качество.
Сомелье Элла Кромвель-Морган после дегустации в интервью местной газете сообщила: «У шампанского букет очень зрелых фруктов, тона золотого изюма и ясный аромат табака.Несмотря на возраст, вино характеризуется свежестью. Оно не истощено, обладает кислинкой, которая подчеркивает общий сладковатый вкус. И, наконец, присутствуют очень выраженные тона выдержки в дубовых бочках». Определить возраст шампанского и его происхождение непросто. Французские эксперты смогли лишь подтвердить, что шампанское не является подделкой и было произведено до 1950 года. То, что оно могло быть произведено знаменитым домом шампанских вин «Вдова Клико», было опровергнуто представителем компании. По другой версии, производитель– компания «Юглар», которая прекратила производство уже к концу 1820х. Стоимость такой бутылки может достигать нескольких десятков тысяч евро.Затонувшее судно – исторический памятник, и груз принадлежит правительству провинции Аланды, которое заключило контракт с местной водолазной компанией о подъеме шампанского. Это гарантия того, что драгоценный груз будет спасен от разграбления. Операция по подъему технически сложна. Каждую бутылку нужно поднять с глубины без резких изменений давления и температуры, чтобы не повредить содержимое.В конце августа дайверы подняли на поверхность 70 бутылок шампанского, которые были отправлены на экспертизу, которая даст ответ на вопрос – сколько из найденных бутылок все еще содержат изящный напиток, продегустированный в июле.