В то время, когда существовало сильное желание перерезать "пуповину", осуществлявшую подачу воздуха с поверхности, и дать водолазу полную свободу, еще не была разработана технология производства автономного аппарата для дыхания под водой (Self-contained underwater breathing apparatus). Перед изобретателями стояли три проблемы.
Во-первых, не был известен способ приводить воздух в сжатое состояние, чтобы водолаз имел возможность находиться под водой и пользоваться им хотя бы короткое время.
Во-вторых, не производились еще легкие и прочные при растяжении металлы для изготовления портативного баллона, который водолаз мог бы взять с собой.
И наконец, не знали, как уменьшить давление воздуха, находящегося в баллоне, до необходимою уровня.
Прошло еще некоторое время, пока человек не придумал способ автономного передвижения под водой. Мечты стали реальностью с изобретением акваланга. В течение нескольких лет было разработано три его основных вида: с замкнутой, полузамкнутой и открытой схемами дыхания. Интересно проследить краткую историю создания акваланга. Изобретение составных частей аппарат дыхания под водой происходило не одномоментно. Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем. Позже регулятор был приспособлен к использованию в акваланге. В 1878 году X. А. Флеусс изобрел первый авлялся кислород. Хотя этот аппарат иозникли новые проблемы, т был примитивным, но работал неплохо. Однако вскоре у водолазов вак как в то время не было известно, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным нвдыхания должно быть ограничено. Когдаа глубине более 20 метров и время его началась первая мировая война, был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 кг/см2. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флеусса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании. Офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру несколькими десятилетиями позже удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Аппарат Ле Приера улучшил Жорж Комейнтес. Вместо одного баллона для сжатого воздуха он поставил два. Но все же аппарат оставался несовершенным. Несмотря на недостатки в применении и риск кислородного отравления, наибольшей популярностью пользовались акваланги с замкнутой схемой дыхания. Во время второй мировой войны они использовались всеми воюющими сторонами.
1. Однако появление подобных приспособление не могло решить три ключевые проблемы, стоящие перед человеком под водой:
• относительная безопасность ныряльщика (был высок процент баротравм и смертельных исходов)
• автономность ныряльщика (человек был неразрывно связан с поверхностью)
• мобильность ныряльщика (приспособления были слишком громоздкими)
Такая ситуация создала некоторые предпосылки для того, чтобы в 1943 году Жак Ив Кусто, человек, фанатично увлеченный морем, положил начало почти 20-летнему пути, который прошел акваланг – с момента создания пробного образца и до его массового распространения и производства.
2. Следует подчеркнуть, что весь инновационный процесс зиждился почти полностью на голом энтузиазме молодого ученого, не был ни прямым результатом научно-технического прогресса, ни реакцией на запрос рынка. Весь инновационный процесс осуществлялся силами самого ученого и его друзьями и соратниками (Эмилем Ганьяном, Филиппом Тайе и другими)
3. К числу основных стимулов инновационного процесса следует отнести личные мотивы самого исследователя. Долгое время прожив на берегу Атлантического океана, Кусто страстно любил море. Будучи военным моряком, он поступил в Академию военно-морской авиации, желая в небе быть полезным своей родине. Однако тяжелая автокатастрофа нарушила его планы. Оправившись, он решает реализовать себя в области подводных исследований. Таким образом, становится понятно, что любовь к стихии и к родине – вот то, что заставило Кусто изобрести акваланг.
4. С первых же шагов изобретатель столкнулся с серьезными трудностями:
Вторая Мировая война не только сделала невозможным создание мощной материально-технической базы, но и свела к минимуму научные контакты на европейском континенте. С окончанием войны проблемы обмена научной информацией отпали сами собой, но вопросы материального обеспечения и признания изобретения Кусто продолжали оставаться актуальными вплоть до начала 60-х.
5. Говоря о самом процессе инновации необходимо выделить несколько этапов:
а) зарождение идеи – в конце 30х – начале 40х Кусто, превосходный пловец и моряк задумывается о создании прибора для подводного плавания и знакомится с инженерными новинками, призванными облегчить пребывание человека под водой (преимущественно итальянского производства) – можно соотнести с этапом фундаментальных исследований
б) использует полученные в военно-морской и авиационной академиях знания для проектирования «подводных легких» и конструирует пробную модель акваланга. Она оказывается неудачной – отравление чистым кислородом – прикладные исследования и разработка
в) в результате успешных испытаний на Ривьере окончательно формулируется техническая концепция акваланга. В начале 50-х формируется Группа научных изысканий, в рамках которой организуется опытное производство образцов – со сжатым воздухом, а не кислородом, окончательно разрабатывается первая ступень, компенсирующая давления воздуха – опытное производство
г) 60-е – массовое распространение акваланга, появление коммерческих производителей акваланга для широкого потребления
В рамках инновационного процесса Кусто были сформулированы цели, составляющие своеобразную иерархию: «чтобы человек плавал как рыба», «чтобы не было в море тайн», решение экологического вопроса.
Огромную роль в успехе акваланга сыграл тот факт, что, будучи созданным для целей узкоспециальных, этот аппарат оказался востребованным в обычной жизни. Существуют 3 направления применения акваланга: научное (подводная биология, археология, геология и т.д.), коммерческое (инженерно-технические мероприятия под водой) и военное (подрыв судов, шпионаж, установление минных заграждений