11 февраля, 104 года назад, родился человек, который изменил историю подводного плавания, ускорил его прогресс, создав такие атрибуты снаряжения, как первый в мире гидрокостюм, первый арбалет, первый подводный бокс для видео- и фотокамеры, первые ласты с поперечной щелью и множество других инноваций. Имя этому пионеру дайвинга и подводной охоты знакомо многим – Жорж Буша. В 2014 году основанная Жоржем компания BEUCHAT, старейший в мире производитель подводного снаряжения, отмечает свое 80-летие. Вряд ли в далеком 1934 году Жорж Буша (George Beuchat), ставя свою подпись в бумагах регистрации компании Peche Sports по производству снаряжения для подводной охоты, задумывался о том, что спустя 80 лет об этом событии напишут в большинстве специализированных СМИ по всему миру, далеко за пределами родной Франции. Компания в тот год положила начало не только своей истории, но и дала старт прогрессу подводной охоты в целом, ведь именно с легкой руки Жоржа и его последователей мир увидел большинство инноваций, облегчивших жизнь подводных пловцов.
В 20-х годах прошлого века семья родившегося в Швейцарии Жоржа Буша переехала в небезызвестный город Марсель, что на юге Франции. Средиземное море было вторым домом Жоржа с юношеских лет, и со временем его увлечение подводной охотой стало также и источником пропитания и дохода. В кризисные 30-е безработица широко гуляла по улицам французских городков, и необходимость повышать эффективность проведенных в охоте часов неуклонно возрастала. Тогда-то находчивый Жорж и придумал первое подводное ружье и, вдохновившись успехом своего изобретения, в 1934 году на пару с другом Роне Кавалеро (Cavalero) решил открыть магазинчик сделанных Буша товаров для подводной охоты. В основном торговля осуществлялась среди приятелей, потому что в те годы еще мало кого интересовал подводный мир. Конечно, первая продукция значительно отличалась от той, что выпускается в наше время, однако 80 лет назад даже не слишком удобное ружье с резинкой было верхом гениальности и разительно увеличивало количество добываемой охотниками рыбы.
Вскоре дружба Жоржа и Роне на фоне любви к одной и той же девушке завершилась, и последний отделился, создав свою фирму — Cavalero. Правда, через несколько десятилетий она была выкуплена Жоржем Буша. Изначально мсье Буша назвал свою компанию Peche Sports (от франц. peche – рыбная ловля), а торговую марку снаряжения — Tarzan. Американский киногигант Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), который в 30-е годы выпустил известную серию фильмов «Тарзан», в 70-е запатентовал это название. В связи с этим Жорж отбросил ненужную скромность и принял решение переименовать свой бренд под стать своей фамилии — BEUCHAT.
.
Гидрокостюмы для водных видов спорта
Изначально компания Peche Sports производила снаряжение под брендом Tarzan, и только в 70-х заменила его на BEUCHAT.
Так выглядел один из первых логотипов BEUCHAT.
Когда Жорж изобрел первый в мире прототип современного арбалета, на дворе стоял 1947 год, и компания Peche Sport начала экспортировать свою продукцию в близлежащие страны.
Годом позже Буша выступил сооснователем Французской подводной федерации, что позволило ему еще больше понять нужды своих единомышленников. Хотя наиболее насущная проблема была ясна и без этого: нырять, несмотря на средиземноморский климат, было откровенно холодно.
Перепробов десятки способов, мсье Буша все же нашел решение, перевернувшее мир подводного плавания. В 1953 году Жорж сделал первый изотермический гидрокостюм на основе вспененной резины (к слову, она изначально производилась для термоизоляции труб).
Всесторонне испытав его на себе и других опытных подводных пловцах, Буша склонился к тому, что поначалу выпустит небольшую партию изобретения и предложит его компаниям, занимающимся подводной деятельностью. Одним из первых клиентов оказался хороший друг Жоржа… Жак-Ив Кусто, который оснастил команду своего судна «Каллипсо» в снаряжение от Буша. Уже в 1956 году на экраны вышел фильм «В мире безмолвия» — кино, в котором были использованы первые на Земле гидрокостюмы (конечно же, созданные Жоржем), а также впервые проведены подводные съемки. Кстати, первый подводный бокс для видеокамеры изобрел Буша.
Легендарный Жак-Ив Кусто, хороший друг Жоржа Буша, в костюме Tarzan.
Экипаж судна «Каллипсо» на протяжении нескольких десятков лет проводил свои исследования в снаряжении Tarzan (BEUCHAT)
Применение вспененной резины позволило создавать все более эластичные костюмы, все менее сковывающие движения подводного пловца. Жорж Буша отдавался любимой работе всем сердцем и радовал общественность ежегодными изобретениями. К слову, его «производительность труда» выражалась как минимум в 5 патентах ежегодно! Продукция под маркой BEUCHAT завоевывала новые рынки, а сам мсье в 1961 году был удостоен награды от экономической палаты Франции за прорыв в экспорте.
На снимке: Жоржа Буша с успехами в экспорте поздравляет министр финансов Франции Отметил сие событие Жорж выпуском в 1964 году первых в мире ласт с поперечной щелью – JetFin, которые экономили энергию пловца, увеличивая при этом эффективность гребка. Уже в первые пару лет было продано свыше 100 000 комплектов! Модель, претерпевшая некоторые изменения, до сих пор входит в коллекцию BEUCHAT.
В 1964 году BEUCHAT запатентовали первые в мире ласты с поперечной щелью – JetFin
В первые пару лет после изобретения было продано свыше 100 000 комплектов ласт JetFin. Рекламный плакат. 1979 год.
Помимо изобретений для подводной охоты, Жорж Буша также внес огромный вклад в развитие дайвинга, запатентовав множество до сих пор применяемых в производстве снаряжения решений. Мсье Буша скрупулезно подходил к качеству изготавливаемой его компанией продукции и всегда лично по нескольку раз тестировал каждую новинку, прежде чем запустить ее в массовое производство.
В 1975 году свет увидело первое ружье Marlin — его небывалый успех побудил главу компании создать целую одноименную серию арбалетов. Между прочим ружья BEUCHAT до сих пор полностью изготавливаются во Франции, на собственной фабрике в Марселе. Закупив несколько лет назад оборудование по производству гарпунов, компания с городостью обозначила ружья как 100% Made in France.
Ружья BEUCHAT с 1947 года изготавливаются исключительно на фабрике компании в Марселе. Один из первых рекламных плакатов ружей.
Патент на держатель линя. 1972 год
Что касается гидрокостюмов, до 70-х годов промышленность производила только голый неопрен, без каких-либо покрытий. Поэтому нейлон и прочие материалы снутри и снаружи BEUCHAT клеила самостоятельно – для этих целей в отдельном помещении стояла огромная машина по наклеиванию тканевых покрытий на неопрен, на которой трудилось сразу несколько человек. К счастью работников фарики и ее менеджмента, вскоре в «ассортименте» компани St Albans появились уже готовые листы неопрена, проклейку которых можно было заказать исходя из пожеланий заказчика. А пожелания у BEUCHAT всегда были передовыми, что делало гидрокостюмы их марки особенно комфортными потребителю.
Гидрокостюмы от BEUCHAT экспортировались в во все уголки мира, в том числе прекрасный пол не был обделен вниманием – для девушек также была создана своя модель. Рекламный плакат, 1975 год
Роджер Бланк, директор по маркетингу BEUCHAT в течение 20 лет, тестировал снаряжение лично. И успешно. Сегодня BEUCHAT – это старейшая в мире компания в сфере снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Ее фабрика располагается на площади более 4 000 кв.м, а продукция экспортируется более чем в 80 стран. Французский бренд активно поддерживает подводную охоту как спорт – в BEUCHAT ныряют многие сильнейшие спортсмены мира, в том числе самый титулованный охотник современности, трехкратный чемпион мира Педро Карбонелл, который все свои награды завоевал в снаряжении именно этой марки.