Из коробки, сделанной из плотного картона с красочными надписями, фотографиями и заверениями, что в мире уже продано 250 тысяч таких устройств и что прибор испытан в вооруженных силах США , я извлек:
сам резервный источник дыхания, чехол для него, контрольную петельку с карабином, заправочный штуцер и инструкцию по эксплуатации, в которой большую часть места занимают восторженные отзывы пользователей этого устройства.
Само устройство, согласно инструкции бывает 2–х видов исполнения. Объемом 3.0 cubic feet (85 литров) – модель #300/300-N и 1,7 cubic feet (48 литров) - модель # 170.
Поясню, что здесь речь идет о МАКСИМАЛЬНОМ объеме воздуха, который может содержать заполненный баллон под рабочим давлением.
Устройство имеет максимальное рабочее давление 207 бар.
Все выполнено из очень качественных материалов, чехол прочный, хорошо пошитый, заправочный адаптер без заусениц, на баллоне имеются все необходимые обозначения – наклейка с датой визуальной инспекции на дне баллона, маркировка даты гидростатического теста, рабочего и проверочного давления, материала баллона, объема и т.д.
Вес снаряженного устройства Spare Air без воздуха 1 кг, вес заправочного штуцера – 0,46 кг.
Имеется также наклейка, на которой кроме названия устройства, есть информация о предельной глубине использования прибора. Но эта надпись очень мала и неприметна и со временем наружного износа прибора просто исчезнет. Но она очень важна, и я бы нашел место для нее на самой видимой части баллона, и сделал бы ее крупной и читаемой даже в мутной воде.
Не мешало бы такую надпись продублировать на коробке, что бы дайвер покупая прибор, заранее знал, с какой глубины у него есть реально работающий аварийный запас воздуха.
Переведя на русский язык, я понял, что модель #300/300-N 3.0 cubic feet (85 литров) – предназначена для максимальной глубины 30 метров, а модель # 170 /1.7 cubic feet (48 литров) – для глубины 20 метров.
Мне достался экземпляр модель #300 с объемом баллона 0,44 литра. Приняв во внимание, что эта модель позиционируется как 3.0 cubic feet ( 85 литров), а высчитал рабочее давление, на которое рассчитывает производитель после заправки баллончика от дайверского баллона с давлением 200 бар. У меня получилось значение 193 бара, что полностью соответствует действительности.
В верхней части баллона находится загубник регулятора, выполненный из очень прочного белого силикона, заправочный клапан, аварийный стравливающий клапан на 3000 psi ( что примерно соответствует 207 бар) и на самом верху в торце – неприметная кнопка принудительной очистки.
Процесс заправки очень прост – выкручиваем пластиковый защитный колпачок заправочного отверстия, проверяем наличие и целостность О-ринга, накручиваем заправочный переходник, проверяем, что стравливающее кольца на переходнике затянуто, присоединяем собранную систему к баллону с вентилем под Yoke. Открываем вентиль на баллоне, по характерному шипящему звуку убеждаемся, что перепуск идет. Баллон слегка нагревается звук перепускаемого газа прекращается, давление в Spare Air и вашем дайверском баллоне выравнивается и заправка заканчивается. На всю процедуру уходит не более 2 минут. Закрываем вентиль на баллоне, проворачиваем стравливающее колечко на заправочной горловине, отсоединяем систему. Откручиваем заправочный штуцер, закрываем заглушкой заправочное отверстие на приборе. Устройство готово к работе.
Здесь есть два узких момента.
Первый. При присоединении Spare Air к заправочному штуцеру нужно быть внимательным и не прикладывать значительных усилий при закручивании. Вначале и необходимо прикрутить штуцер, а только потом всю систему в сборе присоединять к баллону. В противном случае, вам будет очень неудобно и появится риск сорвать резьбу в результате перекоса.
Второй. Если вы пользуетесь регулятором системы DIN, Вам всегда необходимо иметь с собой втулку-адаптер (ну и шестигранник подходящего размера), которая вкручивается в резьбу вентиля Din, превращая его в Yoke. Иначе вы просто не сможете заправить свой прибор.
Проведя все эти манипуляции в спокойной обстановки дайвцентра, мы отправились на дайверское сафари в Египет.
Зная о суровых правилах перевозки сосудов высокого давления самолетами, я упаковал Spare Air в самой верхней части багажа и при регистрации предъявил его представителям авиакомпании. Продемонстрировал пустоту в баллоне тремя способами – выкрутив аварийный клапан, нажав на кнопку принудительной подачи, и попытался подышать из загубника. Получив утвердительный ответ, вернул все в исходное состояние, упаковал дайверскую сумку в пленку и сдал в багаж.
Но в аэропорту Борисполь не все так просто. На стойке регистрации никто даже не потрудился проинформировать службу досмотра багажа о моем пустом баллоне. При прохождении контроля ручной клади и личного досмотра, меня вызвали по фамилии, и я был вынужден пройти в багажное отделение. Там достали мою сумку, составили акт о вскрытии, в специальной комнате с табличкой «Проверка Оружия» я продемонстрировал суровому мужчине в форме все вышеописанные манипуляции, расписался в журнале и после этого благополучно проследовал в зал ожидания.
Мой совет дайверам, сдающим это устройство в багаж: всегда приезжайте на регистрацию рейса заранее, формальности с баллоном могут занять порядка 30 минут дополнительного времени.
И вот мы на яхте. Для крепления Spare Air было выбрано единственное место – на поясном ремне BCD под правую руку, загубником влево, в вертикальном положении. Устройство очень плотно сидит в чехле, имеется крышка на загубник, удерживающая его от поворотов во время дайва, а страховочный тросик гарантирует вам, что прибор не потеряется, даже выскочив из чехла.
Под водой, для приведения Spare Air в рабочее положение мне действительно понадобилось не более 2-х секунд и двух движений. Потянуть за широкий клапан чехла вверх, оторвав его от липучки и вынуть устройство, потянув его вверх. В этот момент мягкая крышка на загубник, которая синтетической лентой прикреплена к чехлу, сползает с загубника с небольшим усилием. У дайвера начального уровня эта процедура, на мой взгляд, не должна занять более 5-6 секунд.
Следующий этап тестирования – дыхание из устройства на глубине 18м. Регулятор Spare Air можно очистить двумя классическими способами, как обычный регулятор скубы. Кнопка очистки работает отлично, достаточно незначительного нажатия. Мое время дыхания из Spare Air при движении в очень медленном темпе по горизонтали составило 1 минуту. Учитывая мой RMV (скорость расходования воздуха на поверхности) 17 л/мин, я должен был израсходовать на глубине 18 м не более 48 литров газа. По расчетам производителя, имеющийся запас воздуха в устройстве - 85 литров. Но почему он не дал мне выдышать весь объем? На этот вопрос я нашел только один ответ – несбалансированная система регулятора. И действительно, поднявшись на глубину 6 метров, я смог еще минуту продолжить дыхание из остатков в Spare Air.
Само дыхание из прибора тяжелое, во много раз тяжелее чем из плохо отрегулированного октопуса, на последних вдохах мне буквально приходилось «высасывать» воздух из загубника.
Следующий тест был посвящен испытанию устройства на всплытии с глубины 30 м. Сделав первый вдох на глубине 29 м, я начал всплытие с напарником, соблюдая скорость 15-16 м в минуту. Spare Air удобно лежит в руке за счет небольшого диаметра баллона, при необходимости руку можно отпустить на некоторое время, продолжая удерживать устройство за загубник зубами. Его не зря сделали таким жестким и прочным! Подача воздуха у меня закончилась на глубине 7 метров. Последующие тесты дали туже картину – с глубины 30 м опытному пловцу при соблюдении скорости всплытия не более 16-17 м/мин воздуха хватает до глубины 7 м.
При всплытии с глубины 24-25 м устройство отлично справилось со свой задачей, и я смог дышать из него до достижения поверхности.
Из незначительных недостатков следует отметить небольшое корродирование латунных частей заправочного штуцера. Постоянно мокрые руки в перчатках, соленая водяная пыль, ничего не поделать, не будешь же постоянно опреснять штуцер пресной водой и продувать его сжатым воздухом. Дома я эту проблему устранил за несколько минут, применив жидкое средство для очистки хромированных кранов и изделий из нержавейки от налета и накипи.
На обратном пути домой в аэропорту Шарм-Эль-Шейха никаких вопросов по наличию баллона в сумке не возникло.
И для полной картины нам осталось испытать устройство в холодной воде при температуре воды +4 град С.
Заправка устройства на морозе прошла без осложнений.
При погружении, на глубине 20 м дыхание было еще тяжелее, чем в теплых водах Египта. И на 4 вдохе Spare Air стал на фри флоу. Но истечение газа в этом режиме не сильное, можно вполне комфортно дышать и всплывать в этом режиме. Но в этом случае, учитывая малый объем баллона с воздухом, нам не хватит его для достижения поверхности, поскольку часть воздуха уйдет через травящий регулятор.
Повтор теста на следующий день дал тот же результат – после 15-20 секунд дыхания на глубине 15 м при температуре +4С Spare Air становится на « free-flow »
Производитель не пишет, до какой температуры рекомендовано изделие к использованию, но в диапазоне +2 - +4 град устройство не работоспособно. В инструкции есть только упоминание о том, что «в холодной воде регулятор может замерзнуть и оставит вас без воздуха».
Выводы.
Надежное и простое устройство, не занимающее много места как элемент экипировки. В рабочее положение приводиться легко и быстро. Рекомендовано к использованию до глубин 25 м (модель #300/300-N). Дайвер может взять его и на глубокое погружение до 40 м, но должен понимать, что аварийное всплытие можно будет выполнить на нем с глубины не ниже чем 25 метров.
Из обязательных условий. Перед применением в реальных условиях погружения в открытой воде, владельцу Spare Air необходимо вначале опробовать его работоспособность в бассейне или в условиях закрытой воды, вначале протестировав его при плавании по горизонтали, привыкнув к необычно тяжелому дыханию их этого вспомогательного источника. После это необходимо отработать навык всплытия со Spare Air, в тренировочных целях, без наличия аварийной ситуации, с глубины 12-9 метров. Эти навыки должен освоить и ваш постоянный напарник. И только после этого можете смело отправляться на погружение в открытую воду.
Не предлагаете ваш Spare Air дайверу, который испытывает проблемы с нехваткой воздуха под водой, вместо октопуса, если октопус у вас имеется в наличии, работоспособен, и в вашем баллоне есть воздух, достаточный для всплытия двоих. Скорее всего, это устройство будет для дайвера новым, а затрудненность дыхания из него может стать дополнительным фактором стресса в аварийной ситуации.
Не забывайте, мой тест основан на моем расходе газа (RMW) 17 литров в мин. Среднестатистический дайвер имеет расход намного больше, в экстремальной ситуации его RMW может достигать 25-28 литров в минуту. А вот в этой ситуации объема имеющегося воздуха в Spare Air может не хватить и для всплытия с 18 м.
Дайвер, использующий это устройство также должен в совершенстве владеть техникой CESA (контролируемое аварийное всплытие) поскольку если воздух в Spare Air закончиться в диапазоне глубин 9-3 метра, вам придется завершать всплытие, используя именно этот навык. А с учетом того, что в баллоне SCUBA у вас не будет воздуха, придется поддувать BCD ртом, или сбрасывать грузовой пояс. Помните об этом!
И самое главное- Spare Air не спасательный круг и не палочка выручалочка, при наличии которого можно плавать до нулевой отметки на манометре вашего баллона, а потом всплывать на желтом аварийном баллончике. Остаток 50 бар в баллоне – неприкосновенный запас дисциплинированного и хорошо обученного дайвера.
Андрей Матусевич
Advanced Trimix Instructor TDI # 11846
Master Instructor PADI # 628670